Эксперт: Сфера ИТС в России нуждается в гармонизации и унификации

Становление и развитие интеллектуальных транспортных систем в различных регионах России идет неравномерно. Кроме того, существует проблема интероперабельности оборудования и технологий ИТС. В связи с этим необходима гармонизация и стандартизация решений в сфере внедрения интеллектуальных транспортных систем. Об этом заявил журналу «Вестник ГЛОНАСС» заместитель начальника отдела формирования национальной сети интеллектуальных транспортных систем ФАУ «Росдорнии» Максим Иванов.
Он уточнил, что значительное количество мероприятий по внедрению интеллектуальных транспортных систем предусмотрено федеральным проектом «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные качественные дороги». В 2020 году было начато финансирование работ по созданию (или развитию) интеллектуальных транспортных систем в 27 городских агломерациях с числом жителей, превышающим 300 тыс. человек.
Выделение бюджетных трансфертов на проведение этих работ осуществляется только при положительной оценке проекта на создание или развитие интеллектуальной транспортной системы агломерации, подготовленного в соответствии с требованиями, установленными распоряжением Минтранса России от 25 марта 2020 г. № АК-60-р.
«В тоже время анализ этих проектов, показывает значительную неравномерность цифрового развития дорожно-транспортной отрасли в пространственном разрезе на территории страны, что связано со стартовыми техническими, организационными и экономическими условиями и особенностями регионов», - отметил эксперт.
Иванов также выделил основные проблемы цифрового развития дорожно-транспортной отрасли в России:
- фрагментарность и разобщенность информационных и телематических систем, информационно-телекоммуникационных ресурсов, включая элементы интеллектуальных транспортных систем и интеллектуальной дорожной инфраструктуры, как на уровне субъекта России, так и на уровне пространства всей страны в целом;
- неоднородность технико-технологического обеспечения, которая выражается, в том числе, в различном уровне технической оснащенности дорожно-транспортной инфраструктуры, включая наличие и качество связного и навигационного обеспечения;
- высокий уровень уязвимости информационно телекоммуникационной инфраструктуры по причине использования в её составе зарубежных систем спутниковой связи, импортного аппаратного и программного обеспечения;
- недостаточный уровень стандартизации и унификации используемых технологических решений, интерфейсов и протоколов информационного взаимодействия, низкая интероперабельность на системном уровне;
- недостаточный уровень доступности данных государственных информационных систем и их структурная нестыковка по причине недостаточной межведомственной интеграции.
По его словам, из всех перечисленных, наиболее актуальной является задача обеспечения интероперабельности оборудования и технологий, используемых при создании интеллектуальных транспортных систем и при организации информационного взаимодействия уровней V2V и V2I.
«Способ решения этой задачи - комплексирование и гармонизация национальной сети ИТС на основе унификации и стандартизации, функциональной совместимости и объединения технических компонентов и технологических решений, используемых интеллектуальных транспортных систем, а также конвергенции технологий, приложений и организационных решений», - заключил собеседник журнала.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam