Внедрение

Всплеск технологий двойного назначения: Запад готовится к войне

12 Августа 2025

Развитие технологий двойного назначения — инноваций, имеющих как гражданское, так и военное применение, — быстро меняет глобальный технологический ландшафт. Когда-то эта категория была нишевой, которую в основном обходили стороной из-за ограничений на инвестиции, связанные с обороной, но теперь она находится в центре внимания правительств, венчурных капиталистов и стартапов.

Движущие силы очевидны: усиление геополитической напряжённости, увеличение оборонных бюджетов в странах НАТО и растущее осознание того, что важнейшие возможности будущего — от наблюдения с помощью ИИ до автономных систем и защищённой связи – будут всё чаще исходить не только от традиционных оборонных подрядчиков, но и от гибких, быстрорастущих стартапов.

По состоянию на май 2025 года в странах НАТО функционировало 17 619 технических комплексов двойного назначения – из общего числа примерно 64 000, выявленных в 47 проанализированных странах.

В рамках этой выборки:

·      1025 из них относятся к категории передовых оборонных технологий, из них 200 – это «чисто оборонные технологии», или стартапы, ориентированные исключительно на военные приложения.

·      Остальные 825 – это «оборонные технологии двойного назначения» — стартапы, которые начинали с гражданских технологий, а затем развились до решений, ориентированных на оборону.

Иными словами, компании, занимающиеся технологиями двойного назначения, в настоящее время составляют 27% от общего числа компаний, занимающихся технологиями в исследуемых странах. Это 1 из каждых 4 компаний, разрабатывающих технологии, потенциально имеющие военное применение.

За последние шесть-восемь месяцев рост был поистине взрывным:

·      Количество технических новинок двойного назначения выросло с 15 260 до 17 619, то есть на 16%.

·      Продажи оборонных технологий превысили отметку в 1000 единиц (рост на 13%), а чисто военные технологии растут ещё быстрее – более чем на 18%.

·      Инвестиции в технологии двойного назначения выросли на 25%, с $954,5 млрд в третьем квартале 2024 года до почти $1,2 трлн в мае 2025 года.

·      Инвестиции в оборонные технологии подскочили на 27%, достигнув 70,8 млрд долларов.

Только в период с октября 2024 по май 2025 года:

·      В НАТО и союзных странах было создано 4311 новых подразделений.

·      Более половины (2359) – это технологические компании двойного назначения.

·      Примерно 70% всех новых инвестиций в scaleup за этот период были направлены в технологические стартапы двойного назначения.

Израиль стал пионером в этой модели, превратив военные исследования и разработки в целый технологический Центр, основанный на стартапах. Вслед за США развивается сеть интеграционных программ (DIU, AFWERX, NSIN), которые внедряют коммерческие инновации в оборонную экосистему.

Европа их догоняет. Только в 2024 году ЕС выделил 1,5 миллиарда евро на исследования и разработки, связанные с обороной, в рамках таких инициатив, как EDIRPA и Европейский оборонный фонд. Тем временем национальные программы расширяются:

·      Великобритания выделила 400 миллионов фунтов стерлингов на оборонные инновации;

·      Германия удвоила свой бюджет на военные закупки, а инновационный фонд НАТО в размере 1 миллиарда евро начал оказывать поддержку стартапам двойного назначения по всему альянсу.

Даже небольшие страны, развитые в цифровом плане, быстро развиваются. Эстония выделяется тем, что интегрирует свою экосистему стартапов в национальную оборонную стратегию. Но она не одинока: Украина, Польша, Чехия и другие страны Восточной Европы также вкладывают значительные средства в оборонные инновации.

Несмотря на этот рост, инновации двойного назначения по-прежнему сталкиваются с серьёзными проблемами. Эти стартапы разрабатывают сложные технологии для критически важных военных применений, что часто требует длительных циклов исследований и разработок и крупных раундов финансирования.

Стартапы в области военных технологий являются более капиталоёмкими. Инвестиции в чисто военные технологии принесли в среднем $80 млн. Это сопоставимо с $66 млн в среднем для технологий двойного назначения и $50 млн для чисто гражданских технологий.

Кроме того, они сталкиваются с более длительным выводом на рынок из-за проблем с закупками и устаревших моделей приобретения. Это создает пресловутую «Долину смерти» на этапе после пилотного запуска.

К числу распространенных препятствий относятся:

·      Хрупкость стартапов вызывает реальные опасения по поводу их жизнеспособности;

·      Многие вооруженные силы не привыкли работать с 6-этапными стартапами TRL, а масштабирование и развёртывание на местах остаются основными проблемами. Оборонные стартапы не могут справиться с этим в одиночку. Большинству из них не хватает инфраструктуры для масштабирования производства оборудования.

Более того, стартапы двойного назначения часто страдают от синдрома «2ни здесь, ни там» – они разрываются между двумя требовательными рынками, не отдавая себя полностью ни одному из них. Это может ослабить стратегическую направленность и замедлить рост.

Сбор средств и возможности выхода являются еще одним источником разногласий:

·      Многие институциональные LP по-прежнему не решаются или им мешают поддерживать предприятия, связанные с обороной.

·      Возможности выхода ограничены. Ограничения, связанные с национальной безопасностью, часто препятствуют иностранным слияниям и поглощениям, в то время как местные покупатели немногочисленны.

Тем не менее, ситуация меняется. Mind the Bridge выявил 74 венчурных фонда по всему миру, которые активно инвестируют в стартапы двойного назначения. Более трети (35%) базируются в США, за ними следует Великобритания (12%). Еще 22% расположены на Украине, в странах Балтии и Восточной Европе.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

 

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~buGnS
15.09.2025
В то время как развитие коммерческой аэрокосмической промышленности Китая находится в самом разгаре, рынок талантов незаметно завершил цикл итераций и перестановок.
12.09.2025
В прошлом году секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев на встрече с руководителями силовых ведомств стран Африки, Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока сообщил аудитории, что ведущие российские компании в сфере кибербезопасности готовы помочь иностранным правительствам взять под контроль их национальное информационное пространство.
10.09.2025
Росавиация одобрила финансирование первого этапа разработки единой цифровой платформы для управления воздушным движением (ЕС ОрВД), включая пилотируемые и беспилотные авиационные системы (БАС). На этот проект до конца 2027 года планируется выделить около 10,4 млрд рублей.
05.09.2025
Европа активно расширяет свои военные амбиции, и космос становится всё более стратегической частью этого видения. Однако темпы развития космических возможностей не всегда соответствовали растущему спросу. Имея около 55 действующих оборонных спутников — по сравнению с США и Китаем, у которых их в несколько раз больше, — Европа всё равно надеется ускорить прогресс, особенно в области разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR).

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.