Автонет

Целостность ГНСС для автономного вождения

4 Февраля 2022
Целостность ГНСС для автономного вождения

Автомобильный мир продвигают к автономному будущему надежда на более безопасные дороги и соблазн беззаботных поездок на работу и транспортных услуг без водителя. Технология, лежащая в основе всего этого, включает в себя радары, машинное зрение, LiDARы и карты высокой чёткости в сочетании с машинным обучением и искусственным интеллектом. Это должно обеспечить предотвращение столкновений, позиционирование на основе ориентиров и осведомлённость об окружающей среде. Данный набор технологий удовлетворит большинству требований для безопасного движения автомобиля по дорожной сети. Также необходим надёжный, высокоточный источник абсолютного местоположения, и позиционирование на основе ГНСС (глобальные навигационные спутниковые системы) – единственная глобально доступная технология, которая может его обеспечить.

ГНСС в автомобильной среде имеет ряд уязвимостей. Отслеживание сигнала не может быть непрерывным даже на шоссе. Сигналы прерываются деревьями, зданиями, мостами и туннелями. Способ преодоления этого – сочетание ГНСС с инерциальными навигационными системами (INS), включающими использование инерциальных измерительных блоков (IMU) и датчиков скорости вращения колёс (WSS). ГНСС используется для инициализации и калибровки INS, которое затем обеспечивает позиционирование в те периоды, когда сигналы ГНСС недоступны.

Если ГНСС будет использоваться для автомобильных приложений, критически важных с точки зрения безопасности, потребуются подсистемы позиционирования ГНСС/INS, которые соответствуют требованиям функциональной безопасности автомобилей (FuSa). Стандарт ISO 26262 предъявляет строгие требования к способу проектирования, разработки и проверки систем. Оборудование сертифицировано по одному из четырёх уровней безопасности (уровень целостности автомобильной безопасности) – ASIL A, ASIL B, ASIL C и ASIL D, причем ASIL A является самым низким уровнем. Автопроизводитель обычно решает, какой уровень требуется, исходя из того, как будет использоваться подсистема, а также из принятой стратегии безопасности и целей безопасности.

Однако FuSa – это только часть истории.

Ещё один стандарт – ISO/PAS 21448 – касается безопасности предполагаемой функции (SOTIF). Он связан с ограничением рисков, которые существуют даже тогда, когда оборудование отлично выполняет свои функции. В случае ГНСС, эти риски связаны с отказами спутников и систем ГНСС в более широком смысле, большими ошибками, возникающими из-за атмосферных возмущений, таких как тропосферные и ионосферные бури и ионосферные мерцания, и, чаще всего, большими ошибками, возникающими из-за многолучевого искажения сигналов.

Дополнительные угрозы SOTIF возникают, когда измерения датчиков (например, от инерциальных измерительных блоков и датчиков скорости вращения колёс) объединяются в решение. Это связано с тем, что на такие датчики даже при идеальной работе влияют температура, вибрация, пробуксовка колес, износ шин, деформация шин и так далее.

Автомобильная среда намного суровее для ГНСС, чем авиация, в которой проблема целостности была решена много лет назад. Распределения ошибок сильно нестационарны, и часто могут возникать большие выбросы из-за сигналов NLOS, поступающих на антенну, что может привести к ошибкам произвольного размера, а также из-за серьёзных многолучевых искажений, возникающих в результате отражений от зданий, деревьев, мостов и т.д.

Гонка за обеспечение целостности позиционирования на основе ГНСС для автоматизированного вождения идёт полным ходом. Требования устрашающие, необходимо достичь такого же низкого риска нарушения целостности, как и в авиации, но с гораздо более жёсткими условиями для сигнала ГНСС, требующими гораздо более высокого уровня точности. Несмотря на заявления некоторых коммерческих конкурентов о том, что они могут предложить такие решения, нет никаких публичных доказательств того, что все многочисленные проблемы, стоящие перед исследованиями целостности ГНСС, решены. Тем не менее, был достигнут значительный прогресс, и в конце туннеля появился свет.

Подход EKF-ARAIM основан на новаторской работе, проведённой в авиации, путём адаптации ARAIM для работы с фильтрами Калмана с использованием двухдиапазонных методов измерения фазы, несущей с комбинациями измерений без ионов. 

Для умеренного риска нарушения целостности можно использовать доказательство риска для EKF-ARAIM, а EKF-ARAIM, вероятно, потребует значительно меньше вычислительных ресурсов, чем SEPB. Однако из-за очень низкого риска нарушения целостности SEPB может быть проверен гораздо легче, чем EKF-ARAIM, в то время как вычислительные требования могут быть весьма схожими. SEPB также обеспечивает гораздо более плотные PL, чем EKF-ARAIM. По этим причинам мы видим пространство для обоих типов решений для будущего безопасного позиционирования в автомобильных приложениях, а также для робототехники, управления машинами и эксплуатации дронов за пределами прямой видимости.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам Cambridge Wireless
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~bXOSU
26.12.2024
Ассоциация разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», выполняющая функции Инфраструктурного центра НТИ «Автонет» в рамках реализации Программы по развитию направления «Автонет» Национальной технологической инициативы, выполнила аналитическое исследование: «Состояние и перспективы развития рынка аппаратных решений систем автоматизации управления транспортным средством в России и мире (2-ое полугодие 2024 г.)».
25.12.2024
Ассоциация разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», выполняющая функции Инфраструктурного центра НТИ «Автонет» в рамках реализации Программы по развитию направления «Автонет» Национальной технологической инициативы, выполнила аналитическое исследование: «Состояние и перспективы развития рынка аппаратных решений систем автоматизации управления транспортным средством в России и мире (2-ое полугодие 2024 г.)».
10.12.2024
Внедрение V2X технологий позволит защитить уязвимых участников дорожного движения, к которым относятся пешеходы и люди, передвигающиеся на велосипедах, самокатах, гироскутерах и тд. Согласно имеющимся исследованиям, V2Х решения позволят на 95% сократить возможные аварии на перекрестках.
09.12.2024
Интеграция данных может передавать фактический пробег и манеру вождения страховым компаниям, которые заинтересованы в точном времени вождения автомобиля и пробеге, чтобы создавать более точные профили риска и соответственно устанавливать цены на страхование транспортного средства.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.