Технологии

Генконструктор ГЛОНАСС: Влияние среды распространения сигнала и условия его приема являются сегодня определяющими для точности навигационного позиционирования

14 Января 2022
Генконструктор ГЛОНАСС: Влияние среды распространения сигнала и условия его приема являются сегодня определяющими для точности навигационного позиционирования

Работающие на орбите навигационные спутники «Глонасс» имеют значительный потенциал для повышения качества навигационного обеспечения потребителей. Сегодня более значительное влияние на точность навигационного сигнала имеют среда распространения и условия приема, эти факторы является определяющим в точность навигационных определений конечных потребителей. Об этом рассказал журналу «Вестник ГЛОНАСС» генеральный конструктор системы ГЛОНАСС Сергей Карутин. 

Он напомнил, что для обеспечения непрерывной навигации на территории России орбитальная группировка ГЛОНАСС должна насчитывать не менее 18 космических аппаратов, равномерно распределенных в трех орбитальных плоскостях. 

«Вместе с тем, уже работающие на орбите аппараты имеют значительный потенциал для повышения качества навигационного обеспечения потребителей. Точность прогнозирования их положения на орбите для КА, запущенных в последние годы, уже сейчас составляет менее 1 м. В этой связи гораздо более значительное влияние на точность оказывает среда распространения (ионосфера и тропосфера), а также условия приема (отражения от зданий) сигналов КА. Влияние последних факторов на сегодняшний день является определяющим в точность навигационных определений конечных потребителей, использующих сигналы ГЛОНАСС и зарубежных систем», - пояснил генконструктор. 

Ранее сообщалось, что в целях развития орбитальной группировки ГЛОНАСС ИСС им. Решетнёва (входит в Роскосмос) в 2022 году планирует запустить два аппарата для спутниковой навигации нового поколения — «Глонасс-К2».

Сейчас штатный состав группировки ГЛОНАСС включает 24 спутника на средней круговой орбите. Для обновления будут созданы 11 космических аппаратов «Глонасс-К2» с увеличенной функциональностью (повышенная точность геопозиционирования и т.п.).

Также модернизацию ГЛОНАСС планируется осуществить за счет запуска высокоорбитальной спутниковой группировки из шесть аппаратов, которые обеспечат повышение точности навигации в высоких широтах, прежде всего, в Арктическом регионе России.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~bIcT0
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.