Внедрение

Четыре принципа глобального обмена информацией, который поможет предотвратить столкновения в космосе

15 Октября 2024
Четыре принципа глобального обмена информацией, который поможет предотвратить столкновения в космосе

В настоящее время вокруг Земли вращаются тысячи спутников (число космических аппаратов, находящихся на орбите Земли, за последние годы стремительно возросло: с менее 1500 в 2014 году до более 9800 на сегодняшний день, а в космической деятельности участвуют более 80 стран). Без них не было бы навигации, связи, информации о погоде и много чего ещё, жизненно важного. Однако с ростом космической активности увеличивается риск непреднамеренных космических столкновений, и пора уже принимать меры, чтобы гарантировать, что спутники смогут продолжать работать безопасно и устойчиво.

Одной из проблем космической безопасности является то, что, в отличие от глобального воздушного движения или судоходства, не существует глобально согласованной системы координации движения в космосе. Сегодня операторы спутников управляют своими спутниками независимо, и существует множество различных источников соответствующей информации о безопасности.

Первым шагом к координации космического движения является разработка общих принципов обмена информацией, как подчёркивается в недавнем информационном документе Совета по глобальному будущему Всемирного экономического форума о будущем космоса. Эти принципы должны учитывать обязанности самих операторов спутников, а также организаций, которые отслеживают местоположение объектов на орбите и предупреждают о потенциальных столкновениях в космосе — деятельность, называемая Космической ситуационной осведомлённостью (SSA).

Поставщики SSA используют датчики на Земле или в космосе для обнаружения и отслеживания объектов в космосе, включая как спутники, так и мусор. Они анализируют эти наблюдения и другую информацию для создания прогнозов потенциальных столкновений.

Операторы спутников могут использовать эти прогнозы, чтобы определить, следует ли и как маневрировать, чтобы избежать столкновений. Однако операторы спутников – не просто получатели информации, они также могут предоставлять свою собственную информацию для улучшения системы в целом.

Часто операторы спутников имеют точную и своевременную информацию о местоположении своих собственных космических аппаратов. Обмен этой информацией с поставщиками SSA может повысить точность предупреждений о столкновениях. Операторы спутников также могут предоставлять заблаговременные предупреждения о своих запланированных манёврах на орбите, которые другим было бы трудно или невозможно предсказать заранее.

Обмен информацией о своих космических аппаратах, например, о размере и ориентации, также может повысить точность. Операторы спутников могут обмениваться контактной информацией, чтобы обеспечить быструю координацию с другими операторами в случае потенциального столкновения.

Хотя обмен информацией между поставщиками и спутниковыми операторами имеет важное значение, существует также необходимость для поставщиков обмениваться информацией между собой. Системы SSA эксплуатируются несколькими странами и коммерческими организациями. Каждая из них опирается на разный набор наблюдений и может использовать разные процессы и методы анализа для прогнозирования. Это означает, что результаты между этими системами могут различаться.

Координация среди поставщиков может помочь избежать предоставления запутанной или противоречивой информации операторам спутников. Например, обмениваясь предупреждениями о столкновении друг с другом, поставщики могли бы выявлять любые существенные несоответствия в этих прогнозах и стремиться решать эти проблемы. Обмен базовой информацией, где это возможно и соответствует интересам национальной безопасности и коммерческой конкурентоспособности, может помочь сформировать лучшее общее понимание космической среды для всех участников.

Поставщики также могут повторно использовать информацию, предоставленную спутниковыми операторами. Например, информация о местоположении, атрибуты спутника или контактная информация, предоставленная одному поставщику, может быть передана другим поставщикам.

Хотя поставщики и операторы космических аппаратов являются ключевыми игроками в вопросах безопасности космических полётов, широкий обмен информацией также может иметь преимущества для исследований, общественной прозрачности и предпринимательства. Исследователи и предприниматели могут использовать информацию от поставщиков или операторов космических аппаратов для разработки новых подходов к космической ситуационной осведомлённости, в конечном итоге повышая безопасность космических полётов и приводя к появлению новых продуктов и услуг. Информацию также можно широко распространять, чтобы помочь информировать общественность о проблемах, связанных с безопасностью и устойчивостью космических полётов.

Для решения этой проблемы Совет по глобальному будущему космоса Всемирного экономического форума предложил следующие четыре принципа:

• Данные и информация SSA должны быть открыты по умолчанию, оставаясь в соответствии с национальными законами и правилами. При ограничении доступа к информации поставщики или операторы космических аппаратов должны иметь чёткую причину для удержания данных и рассмотреть возможность внесения изменений в данные, чтобы сделать возможным их раскрытие, тем самым поддерживая безопасность и устойчивость космоса.

• Владельцы/операторы космических аппаратов должны как можно более открыто обмениваться актуальной контактной информацией, эфемеридами, планами маневров и характеристиками космических аппаратов (включая размер, массу, габариты и возможности маневрирования).

• Информация о владельце/операторе космического аппарата должна быть предоставлена как минимум одному поставщику. Затем этот поставщик должен сделать данные доступными для всех остальных поставщиков.

• Государственные поставщики услуг спутниковой навигации должны обмениваться предупреждениями о сближении и, насколько это возможно, оставаясь в рамках безопасности и коммерческой конкурентоспособности, делиться информацией о своих спутниковых каталогах и наблюдениях датчиков.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~ZZHp8
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.