Технологии

Эксперт: «Спуфинг» навигационных сигналов нуждается в мониторинге и критериях оценки

23 Мая 2022
Эксперт: «Спуфинг» навигационных сигналов нуждается в мониторинге и критериях оценки

В настоящее время в мире нет практики мониторинга «спуфинга» (spoofing) навигационных сигналов, также нет нормативно установленных критериев оценки этих инцидентов. При этом случаи навигационных помех исчисляются тысячами в год. Об этом рассказал журналу «Вестник ГЛОНАСС» начальник аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС Алексей Муравьёв.

Он отметил, что сегодня фиксируются десятки и даже сотни тысяч инцидентов, связанных с нарушениями работы оборудования ГНСС. Так Европейским агентством по ГНСС (GSA) в 2016-2017гг. было отмечено более 160 тысяч таких случаев. Есть данные о многочисленных помехах в даже в море и в высоких северных широтах.

«Самое интересное, что в большинстве случаев существуют только гипотезы о причинах происходящих сбоев и срывов навигационного обеспечения с помощью спутниковых навигационных средств. Нет нормативно установленных критериев оценки этих инцидентов и соответствующих систем мониторинга, использующих эти критерии», - заявил эксперт.

При этом Муравьёв отметил, что достоверно известно только о помехах в работе профессиональной аппаратуры, за функционированием которой установлен тот или иной уровень мониторинга. Что касается личных гаджетов граждан, например, автомобильных навигаторов или устройств, входящих в состав смартфонов, то официальная статистика сбоев этого класса приборов крайне недостаточна. Вместе с тем, понятно, что наиболее дешевые и соответственно слабее защищенные приемники обычных пользователей являются самыми вероятными «жертвами» помех, в том числе, спуфинга.


Полную версию интервью читайте в ближайшем номере журнала «Вестник ГЛОНАСС».

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~StSuP
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.