Внедрение

Недостаток квалифицированных кадров тормозит цифровизацию сельского хозяйства в России

8 Декабря 2020
Недостаток квалифицированных кадров тормозит цифровизацию сельского хозяйства в России

Цифровое сельское хозяйство — это то будущее, о неизбежности которого говорят все эксперты. И хотя на сегодняшний день еще не все сельхозпроизводители используют хотя бы один цифровой сервис, но развитие таких платформ для фермерских хозяйств набирает темп. Данное направление поддерживается властями. Как заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на агропромышленной выставкой «Золотая осень»: «цифровизация не заменит свежий хлеб …  однако она очень здорово помогает агропромышленникам». Журнал «Вестник ГЛОНАСС» поговорил с генеральным директором компании ExactFarming Анной Кудиновой о том, как относятся современные фермеры к цифровизации, дорого ли обходится внедрение цифровых решений и как быстро окупается. А также о том, что тормозит цифровизацию сельского хозяйства в России, и будут ли в итоге все использовать роботов и телеметрию. 

Вестник ГЛОНАСС: Какие Вы могли бы выделить сдерживающие факторы для цифровизации? Что наоборот помогает?

Анна Кудинова: Сдерживающих факторов несколько. Первое - отсутствие достаточной и открытой информированности сельхозпроизводителей о предлагаемых технологиях и решениях. 

Нам не хватает «цифровых дней поля», где производители цифровых решений могли бы для сельхозпроизводителей и партнеров из агроотрасли устроить «показательные выступления». 

«Дни поля», которые проводятся сейчас в каждом регионе, нацелены на то, чтобы показать сельхозпроизводителям, какие есть новинки для них по семенам, агрохимии, технике. На таких мероприятиях мы тоже присутствуем, но все же это не совсем то – на цифровые стенды смотрят как бы между делом, в перерыве между тест-драйвом комбайна и лекцией по новым гибридам.

Если бы были «цифровые дни поля», где именно цифровые решения для сельхозпроизводителей были бы представлены как основная тема, предоставлены в «тест-драйв» — это было бы более эффективно. Люди должны своими руками пробовать, не просто искать что-то в интернете или читать презентации. Разработчики и производители должны сами показывать, давать в руки своим потенциальным клиентам предлагаемые продукты. Согласитесь, было бы здорово, когда каждый посетитель-фермер уходит с выставки с цифровой картой (если ее у него не было), каким-то специальным установленным приложением, где его научили и все настроили. В рамках демонстраций- «тест-драйвов» это могло бы быть для них бесплатным.  Клиенты бы сравнивали и уже осознанно выбирали то, что им понравилось больше всего. Это также поможет фермерам лучше разобраться в теме цифровизации: они бы понимали для чего это нужно и знали, как это работает, за пару дней такого мероприятия в регионе можно индивидуально посмотреть-попробовать, посидеть с разработчиками рядом и задать все вопросы. Попробовать самостоятельно под руководством специалистов-производителей.  Клиенты не тратили бы время и деньги в пустую на ненужные им инструменты, да и степень доверия к цифровым решениям выросла бы – личный контакт есть личный контакт. 

Также для некоторых производителей сдерживающим фактором является стоимость оборудования. Это касается таких технологий, как дифференцированное внесение, БПЛА-технологии. 

Кроме того, у многих нет квалифицированных кадров, которые могли бы взять на себя функцию внедрения цифровых решений: внедрить какое-то цифровое решение в сельхозпроцесс и получить результат. Я сейчас говорю не о крупных холдингах, где этим есть кому заниматься, а о средних и мелких сельхозпроизводителях, где все это ложится либо на агронома, либо на экономиста, либо на самого главу хозяйства, но только не на человека, который этому специально обучался. 

Помогает цифровизации - поддержка крупных игроков (банки, страховые компании, производители агрохимии, удобрений, семян), которые подсвечивают тему цифровизации. Они много делают для развития цифровой темы, как в области просвещения, так и в области разработок, чтобы люди поняли, что эта тема важна, и это следующий шаг в повышении эффективности земледелия и сохранения ее плодородия почв.

Помогает деятельность Минсельхоза, который периодически устраивает различные региональные мероприятия (лекции, мастер-классы), рассказывает сельхозпроизводителям о теме цифровизации. 

Еще помогает опыт зарубежных коллег, когда наши сельхозпроизводители ездят на выставки заграницу, смотрят, что там есть, и что-то перенимают, это тоже полезно – смотреть на чужой опыт. 


Полную версию интервью читайте в журнале «Вестник ГЛОНАСС»

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~RnPCP
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.