Внедрение

Недостаток квалифицированных кадров тормозит цифровизацию сельского хозяйства в России

8 Декабря 2020
Недостаток квалифицированных кадров тормозит цифровизацию сельского хозяйства в России

Цифровое сельское хозяйство — это то будущее, о неизбежности которого говорят все эксперты. И хотя на сегодняшний день еще не все сельхозпроизводители используют хотя бы один цифровой сервис, но развитие таких платформ для фермерских хозяйств набирает темп. Данное направление поддерживается властями. Как заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на агропромышленной выставкой «Золотая осень»: «цифровизация не заменит свежий хлеб …  однако она очень здорово помогает агропромышленникам». Журнал «Вестник ГЛОНАСС» поговорил с генеральным директором компании ExactFarming Анной Кудиновой о том, как относятся современные фермеры к цифровизации, дорого ли обходится внедрение цифровых решений и как быстро окупается. А также о том, что тормозит цифровизацию сельского хозяйства в России, и будут ли в итоге все использовать роботов и телеметрию. 

Вестник ГЛОНАСС: Какие Вы могли бы выделить сдерживающие факторы для цифровизации? Что наоборот помогает?

Анна Кудинова: Сдерживающих факторов несколько. Первое - отсутствие достаточной и открытой информированности сельхозпроизводителей о предлагаемых технологиях и решениях. 

Нам не хватает «цифровых дней поля», где производители цифровых решений могли бы для сельхозпроизводителей и партнеров из агроотрасли устроить «показательные выступления». 

«Дни поля», которые проводятся сейчас в каждом регионе, нацелены на то, чтобы показать сельхозпроизводителям, какие есть новинки для них по семенам, агрохимии, технике. На таких мероприятиях мы тоже присутствуем, но все же это не совсем то – на цифровые стенды смотрят как бы между делом, в перерыве между тест-драйвом комбайна и лекцией по новым гибридам.

Если бы были «цифровые дни поля», где именно цифровые решения для сельхозпроизводителей были бы представлены как основная тема, предоставлены в «тест-драйв» — это было бы более эффективно. Люди должны своими руками пробовать, не просто искать что-то в интернете или читать презентации. Разработчики и производители должны сами показывать, давать в руки своим потенциальным клиентам предлагаемые продукты. Согласитесь, было бы здорово, когда каждый посетитель-фермер уходит с выставки с цифровой картой (если ее у него не было), каким-то специальным установленным приложением, где его научили и все настроили. В рамках демонстраций- «тест-драйвов» это могло бы быть для них бесплатным.  Клиенты бы сравнивали и уже осознанно выбирали то, что им понравилось больше всего. Это также поможет фермерам лучше разобраться в теме цифровизации: они бы понимали для чего это нужно и знали, как это работает, за пару дней такого мероприятия в регионе можно индивидуально посмотреть-попробовать, посидеть с разработчиками рядом и задать все вопросы. Попробовать самостоятельно под руководством специалистов-производителей.  Клиенты не тратили бы время и деньги в пустую на ненужные им инструменты, да и степень доверия к цифровым решениям выросла бы – личный контакт есть личный контакт. 

Также для некоторых производителей сдерживающим фактором является стоимость оборудования. Это касается таких технологий, как дифференцированное внесение, БПЛА-технологии. 

Кроме того, у многих нет квалифицированных кадров, которые могли бы взять на себя функцию внедрения цифровых решений: внедрить какое-то цифровое решение в сельхозпроцесс и получить результат. Я сейчас говорю не о крупных холдингах, где этим есть кому заниматься, а о средних и мелких сельхозпроизводителях, где все это ложится либо на агронома, либо на экономиста, либо на самого главу хозяйства, но только не на человека, который этому специально обучался. 

Помогает цифровизации - поддержка крупных игроков (банки, страховые компании, производители агрохимии, удобрений, семян), которые подсвечивают тему цифровизации. Они много делают для развития цифровой темы, как в области просвещения, так и в области разработок, чтобы люди поняли, что эта тема важна, и это следующий шаг в повышении эффективности земледелия и сохранения ее плодородия почв.

Помогает деятельность Минсельхоза, который периодически устраивает различные региональные мероприятия (лекции, мастер-классы), рассказывает сельхозпроизводителям о теме цифровизации. 

Еще помогает опыт зарубежных коллег, когда наши сельхозпроизводители ездят на выставки заграницу, смотрят, что там есть, и что-то перенимают, это тоже полезно – смотреть на чужой опыт. 


Полную версию интервью читайте в журнале «Вестник ГЛОНАСС»

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~RnPCP
15.12.2025
Новый отчёт Европейского института космической политики (ESPI) рисует тревожную картину: космическая отрасль всё ещё привлекает и вдохновляет сотрудников, но не всегда может их удержать.
12.12.2025
Импортозамещение программного обеспечения в промышленности развивается успешно, однако существуют проблемы в областях, где ПО разрабатывалось для решения конкретных задач, а не для общего направления.
10.12.2025
Цифровая трансформация в России вышла в новую фазу, когда потенциал «дешёвого» импортозамещения исчерпан, а подотрасли цифровой экономики необходимы в новой волне инвестиций в более сложные продукты.
05.12.2025
Учёные NASA предупреждают, что свет от множества новых спутников может серьёзно ухудшить качество снимков, сделанных космическими телескопами, включая «Хаббл».

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.