Технологии

«Зеленое» ракетное топливо позволит создать спутники с длительным рабочим ресурсом

4 Июня 2019
«Зеленое» ракетное топливо позволит создать спутники с длительным рабочим ресурсом

Использование «зеленого» ракетного топлива в перспективных космических аппаратах позволит продлить рабочий ресурс таких аппаратов до 15 лет. Об этом сообщил журналу «Вестник ГЛОНАСС» начальник лаборатории ФГУП РНЦ «Прикладная химия» Николай Прохоров.

«Сейчас у нас новая разработка – «зеленое» топливо на основе метанола, которое позволяет уйти от токсичности. Оно не хуже гидрозина по энергетике и значительно более щадящее в отношении токсикологии», - сказал он.

По словам ученого, использование такого топлива возможно в малых космических аппаратах для дальнего космоса, где невозможно использовать гептил (несимметричный диметилгидразин (НДМГ, гептил, 1,1-диметилгидразин) (CH3)2N2H2 — компонент высококипящего (имеющего температуру кипения выше 0 °C) ракетного топлива). В качестве окислителя для НДМГ часто применяется азотный тетраоксид (АТ). «Речь идет о малых спутниках для дальнего космоса и с огромными ресурсами – до 15 лет», - отметил Прохоров.

Однако, по его словам, у «зеленого» топлива есть одно отрицательное свойство. «Все эти зеленые композиции довольно высокотемпературные, сложно создать катализатор с большим импульсом», - пояснил ученый.

Представитель ФГУП РНЦ «Прикладная химия» также рассказал, что среди перспективных двигателей, создание которых прорабатывается сегодня в России, можно говорить о создании двигателей на жидком метане.

По его словам, сейчас сложилось экспертное мнение, что для осуществления миссий, особенно пилотируемых, в дальний космос требуется создание возвращаемой ракеты сверхтяжелого класса, первая ступень которой, по мнению экспертов, должна работать метановом топливе.

Однако, создание данного ракетного двигателя сталкивается с проблемой отсутствия производства жидкого метана. «Пока производства жидкого метана как ракетного горючего в России нет», - сказал Прохоров.

Ученый уточнил, что все технологии по производству жидкого метана известны, наладить его производство можно в разумные сроки.

В частности частная компания SpaceX разрабатывает свой перспективный двигатель Raptor на жидком метана и кислороде.

В 2018 году гендиректор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов также сообщал, что стендовые испытания опытного образца российского метанового ракетного двигателя должны пройти в конце 2019 - начале 2020 года


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~PtFDM
02.05.2024
Сегодня ведущие космические страны мира разрабатывают низкоорбитальные навигационные спутниковые системы (ННСС). Дальше всех по этой программе продвинулся Китай. Россия же пока не приняла решения о создании такой системы. Специалисты ОА «Решетнёв» предлагают создать отечественную ННСС на основе малогабаритной унифицированной платформы в качестве дополнения к основной группировке ГЛОНАСС.
26.04.2024
КНР будет использовать ожидаемые пусковые мощности развивающегося коммерческого космического сектора страны, чтобы реализовать свои планы по созданию мегасозвездий.
25.04.2024
В современном автомобильном мире автомобили превращаются из простых видов транспорта во взаимосвязанные технологические центры. Подключённые автомобили используют множество цифровых функций и технологий для повышения безопасности, удобства и в целом удовольствия от вождения.
22.04.2024
На базе ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ) открыли уникальный многофункциональный метрологический бассейн, который поможет кратно повысить точность измерений.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.