Технологии

Россия и Беларусь готовят технологическую революцию в области применения малых спутников

22 Мая 2025

Малые космические аппараты (МКА) должны служить на орбите вдвое больше – десять лет вместо нынешних пяти. Такую задачу поставили перед собой учёные Беларуси и России в рамках разрабатываемой научно-технической программы Союзного государства «Ресурс-СГ». Это будет уже девятая союзная программа в космической сфере, сообщает «Российская газета». По сути, намечается небольшая технологическая революция, ведь МКА играют в освоении околоземного пространства всё более заметную роль.

Благодаря небольшим габаритам маленьких спутников, их можно запускать по несколько на одной ракете, что существенно снижает время и затраты на выполнение космического проекта. Это оценили во всем мире. Уже запущено на орбиту около 7 тысяч МКА – 95% всех аппаратов, выведенных в космос в последнее время. Постоянно расширяется и перечень функций, выполняемых ими. Из небольших спутников можно создавать на орбите целые группировки, что ещё более расширяет их возможности. Повышение сроков службы МКА позволит извлечь из их преимуществ ещё больше пользы.

В России МКА успешно разрабатывают, например, в Самарском государственном аэрокосмическом университете, Томском госуниверситете; в Беларуси – в БГУ и Национальной академии наук. Усилия двух стран в этом направлении объединяют научно-технические программы Союзного государства. Благодаря тесному сотрудничеству удалось создать космическую группировку спутников и соответствующую инфраструктуру.

Получаемая с орбиты информация используется для предупреждения и ликвидации последствий ЧС, строительства дорог, обновления земельно-информационной системы, в правоохранительной, природоохранной сферах.

Выполняемая сейчас союзная программа «Комплекс-СГ», на которую из бюджета Союзного государства выделяется около 2 млрд российских рублей, как раз направлена на разработку базовых элементов орбитальных и наземных средств. В частности, планируется создать МКА и два наноспутника для обеспечения надежной связи и экологического мониторинга. Предполагается, что они отправятся в космос уже в ближайшие годы. Управлять группировкой станут с Земли. Группировка будет оснащена новейшей целевой аппаратурой белорусского производства. Также белорусские и российские ученые разработают универсальную платформу для выпуска МКА.

Беспилотники будут использовать для мониторинга уровня радиации. Эти планы обсуждали на заседании совместной коллегии Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, которое прошло в Волгограде.

С 1998 года Минприроды Беларуси и Росгидромет выполнили четыре совместные программы. Общий объём финансирования составил 310 млн российских рублей.

Точные погодные прогнозы нужны всем – сельскому хозяйству, авиации, обычным гражданам. Но речь не только о том, будет ли завтра дождь. Гидрометеорологи отслеживают и загрязнения окружающей среды. А для повышения качества наблюдения за природными изменениями нужно расширять мониторинг. Будущее здесь за БПЛА.

С 2021 года начали готовить новую программу обеспечения метеорологической безопасности в условиях изменчивости климата. Но начать решили не с программы, а с проекта. Программа была рассчитана на пять лет, а проект – на три года.

На случай угрозы радиоактивного заражения установлен порядок взаимного информирования. Первая задача – создание и приобретение необходимой техники. 65% бюджета проекта покрывает РФ, 35 – РБ.

«Беларусь, как наиболее пострадавшая от последствий чернобыльской аварии страна, вынесла очень важный урок – необходимо поддерживать в рабочем состоянии системы радиационного мониторинга и контроля, системы реагирования и предупреждения. Этот проект на данном этапе важен ещё и потому, что у Беларуси появилась собственная атомная станция», – отметила первый заместитель начальника Белгидромета Светлана Кузьмич.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~NwbLo
04.07.2025
В последнее время мы наблюдаем, как космические державы всё активнее проводят военные учения в космосе. К чему это может привести и станут ли космические войны реальностью? Космос стремительно милитаризуется. В марте заместитель командующего космическими операциями США Майкл Гетлейн США сообщил, что Китай уже провёл учебные манёвры своих спутников, имитирующие настоящий бой.
04.07.2025
В условиях непредсказуемости, когда неожиданные вторжения в «серую зону» и кампании по дезинформации могут случиться в любой момент, а глобальные информационные угрозы становятся всё более серьёзными, способность наблюдать, обнаруживать и реагировать на изменения в реальном времени становится критически важной для национальной безопасности.
30.06.2025
Австралийские учёные провели эксперимент, чтобы понять, как бабочки-богуны находят дорогу. Они поместили бабочек в симулятор полёта и отключили магнитное поле Земли. В таких условиях бабочки всё равно летели в нужном направлении. Это значит, что они ориентируются по звёздам.
27.06.2025
Роскосмос, естественно, диктует государственную политику, предприятия собирают какие-то системы и комплексы, научные школы обеспечивают кадры и сами школы, а мы должны поддерживать те технологии, из которых будут собираться соответствующие системы. Что мы, собственно, и делаем.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.