Внедрение

Казахстан сокращает свою спутниковую группировку

8 Июля 2025

Новый казахский спутник будет выведен в орбитальную позицию 58,5º восточной долготы – как и его предшественник KazSat-3, запущенный в апреле 2014 г.

Как сообщает ComNews , производителем KazSat-3 выступило российское АО «Решетнёв», которое закупило для этого спутника полезную нагрузку у французской фирмы Thales Alenia Space. Кто станет поставщиком космического аппарата KazSat-3R – пока неизвестно. Это покажет конкурс, который оператор группировки KazSat – АО «Республиканский центр космической связи» (РЦКС) – должен объявить не позднее начала 2027 г. (с учётом срока изготовления спутника, который составляет в среднем 2,5-3 года).

Первый космический аппарат в национальной спутниковой группировке Казахстана, KazSat-1, был запущен в октябре 2006 г. – в точку строения 103º восточной долготы. Его вендором также была компания из России: ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева». Однако проработал KazSat-1 недолго: с января 2008 г. начались сбои в его работе, в ноябре того же года он перестал отвечать на сигналы управления, а в августе 2008 г. РЦКС перевёл его на орбиту захоронения.

В настоящее время группировка, которой управляет РЦКС, состоит из двух спутников: KazSat-2 и KazSat-3. Аппарат KazSat-2 (также производства ГКНПЦ им. Хруничева) запущен в орбитальную позицию 86,5º восточной долготы в июле 2011 г. Его исходный срок активного существования истекал в 2024 г., но затем был продлен до конца 2026 г. По словам заместителя председателя правления АО «РЦКС» Василия Леонова, после вывода KazSat-2 из эксплуатации РЦКС решил не заказывать новый спутник ему на замену.

Василий Леонов с трибуны конференции Telecom Eurasia 2025 в конце мая сообщил, что на государственном уровне в Казахстане принято решение в среднесрочной перспективе сократить национальную группировку спутников связи и вещания до одного космического аппарата. «В Казахстане проживает всего 20 млн человек, причем большинство – в городах, где спутниковая связь не нужна, - уточнил он. – К тому же в стране развиваются волоконно-оптические сети связи. Выходящие на рынок зарубежные операторы спутниковой связи заберут часть рынка. А для обеспечения нужд государственного телевидения и госорганов хватит одного спутника на геостационарной орбите».

Акционер АО «КА-Интернет» Сергей Пехтерев считает, что и «Решетнёву», и компании «Газпром СПКА» контракт на изготовление спутника сильно пригодился бы, однако в России нет конкурентной полезной нагрузки по типу той, что поставлялась ранее для спутников серии «Экспресс» и «Ямал» от Thales Alenia Space.

«В целом в мире в последние годы наблюдается очень мало заказов на геостационарные спутники. Поэтому на тендере в Казахстане может быть очень сильная конкуренция со стороны как европейских и американских производителей, так и китайских. Но я вижу преимущество у российских компаний в том, что в составе наземного комплекса, построенного для спутников группировки KazSat, стоит именно российская аппаратура, имеющая ответную часть на борту. И при смене платформы на нероссийскую нужно будет модернизировать и наземный комплекс по управлению искусственным спутником Земли», - отметил Сергей Пехтерев.

На вопрос корреспондента, будет ли РЦКС отдавать приоритет в тендере российским компаниям в связи с тем, что в составе наземного комплекса KazSat стоит именно российская аппаратура, Василий Леонов ответил, что нет. «Новый спутник означает и новый наземный комплекс», - подчеркнул зампредседателя правления РЦКС.

Заместитель генерального директора АО «Висат-Тел» Валентин Анпилогов полагает, что Казахстан должен играть в интересах союза БРИКС и России. «Но пока я этого не наблюдаю, как и активности "Роскосмоса" и Минцифры. Неправильно, что каждая страна, которая считается дружественной, подыгрывает недружественным России странам. Нужно не конкурсы проводить, а договориться, что Россия будет воссоздавать спутниковую систему Казахстана, но вместе с самой республикой. Я не понимаю, почему процесс международной космической организации БРИКС+ не стоит на повестке БРИКС. Особенно после того, как недавно Казахстан начал взаимодействие со Starlink».


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~KrM9v
11.07.2025
В статье, опубликованной в журнале «Экономика космоса», был проведён анализ эффектов, которые возникают благодаря вертикальной интеграции, массовому производству спутников и абонентского оборудования, а также переходу к работе в высокомаржинальных отраслевых сегментах.
03.07.2025
Модератор сессии, президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук: «Хочу, чтобы вы понимали, что у нас большое количество людей и компаний, которые готовы “бежать”. И поэтому задача руководителя Роскосмоса и нас всех – в том, чтобы “затоптать” дорогу в Минфин и создать другие механизмы, согласно предложениям Президента».
02.07.2025
Наученный горьким опытом, парламент Ирана принял закон о запрете использования и вообще завоза «Старлинков» в Исламскую Республику. Теперь за пользование этой системой в Иране можно будет присесть до 2 лет. За завоз их в страну можно будет получить от 5 до 10 лет в зависимости от количества терминалов.
27.06.2025
В рамках второго саммита «Центральная Азия — Китай», который состоялся в июне 2025 года, подписано соглашение между правительствами Казахстана и Китая о технико-экономическом сотрудничестве.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.