Казахстан сокращает свою спутниковую группировку
Новый казахский спутник будет выведен в орбитальную позицию 58,5º восточной долготы – как и его предшественник KazSat-3, запущенный в апреле 2014 г.
Как сообщает ComNews , производителем KazSat-3 выступило российское АО «Решетнёв», которое закупило для этого спутника полезную нагрузку у французской фирмы Thales Alenia Space. Кто станет поставщиком космического аппарата KazSat-3R – пока неизвестно. Это покажет конкурс, который оператор группировки KazSat – АО «Республиканский центр космической связи» (РЦКС) – должен объявить не позднее начала 2027 г. (с учётом срока изготовления спутника, который составляет в среднем 2,5-3 года).
Первый космический аппарат в национальной спутниковой группировке Казахстана, KazSat-1, был запущен в октябре 2006 г. – в точку строения 103º восточной долготы. Его вендором также была компания из России: ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева». Однако проработал KazSat-1 недолго: с января 2008 г. начались сбои в его работе, в ноябре того же года он перестал отвечать на сигналы управления, а в августе 2008 г. РЦКС перевёл его на орбиту захоронения.
В настоящее время группировка, которой управляет РЦКС, состоит из двух спутников: KazSat-2 и KazSat-3. Аппарат KazSat-2 (также производства ГКНПЦ им. Хруничева) запущен в орбитальную позицию 86,5º восточной долготы в июле 2011 г. Его исходный срок активного существования истекал в 2024 г., но затем был продлен до конца 2026 г. По словам заместителя председателя правления АО «РЦКС» Василия Леонова, после вывода KazSat-2 из эксплуатации РЦКС решил не заказывать новый спутник ему на замену.
Василий Леонов с трибуны конференции Telecom Eurasia 2025 в конце мая сообщил, что на государственном уровне в Казахстане принято решение в среднесрочной перспективе сократить национальную группировку спутников связи и вещания до одного космического аппарата. «В Казахстане проживает всего 20 млн человек, причем большинство – в городах, где спутниковая связь не нужна, - уточнил он. – К тому же в стране развиваются волоконно-оптические сети связи. Выходящие на рынок зарубежные операторы спутниковой связи заберут часть рынка. А для обеспечения нужд государственного телевидения и госорганов хватит одного спутника на геостационарной орбите».
Акционер АО «КА-Интернет» Сергей Пехтерев считает, что и «Решетнёву», и компании «Газпром СПКА» контракт на изготовление спутника сильно пригодился бы, однако в России нет конкурентной полезной нагрузки по типу той, что поставлялась ранее для спутников серии «Экспресс» и «Ямал» от Thales Alenia Space.
«В целом в мире в последние годы наблюдается очень мало заказов на геостационарные спутники. Поэтому на тендере в Казахстане может быть очень сильная конкуренция со стороны как европейских и американских производителей, так и китайских. Но я вижу преимущество у российских компаний в том, что в составе наземного комплекса, построенного для спутников группировки KazSat, стоит именно российская аппаратура, имеющая ответную часть на борту. И при смене платформы на нероссийскую нужно будет модернизировать и наземный комплекс по управлению искусственным спутником Земли», - отметил Сергей Пехтерев.
На вопрос корреспондента, будет ли РЦКС отдавать приоритет в тендере российским компаниям в связи с тем, что в составе наземного комплекса KazSat стоит именно российская аппаратура, Василий Леонов ответил, что нет. «Новый спутник означает и новый наземный комплекс», - подчеркнул зампредседателя правления РЦКС.
Заместитель генерального директора АО «Висат-Тел» Валентин Анпилогов полагает, что Казахстан должен играть в интересах союза БРИКС и России. «Но пока я этого не наблюдаю, как и активности "Роскосмоса" и Минцифры. Неправильно, что каждая страна, которая считается дружественной, подыгрывает недружественным России странам. Нужно не конкурсы проводить, а договориться, что Россия будет воссоздавать спутниковую систему Казахстана, но вместе с самой республикой. Я не понимаю, почему процесс международной космической организации БРИКС+ не стоит на повестке БРИКС. Особенно после того, как недавно Казахстан начал взаимодействие со Starlink».
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал