Внедрение

Цифровизация транспортной отрасли — абсолютный тренд

16 Декабря 2024
Цифровизация транспортной отрасли — абсолютный тренд

В Москве завершил работу XVIII Международный форум и выставка «Транспорт России — 2024». Центральная тема этого года — «Будущее транспорта. Прямо перед вами». Участники дискуссий обсуждали перспективы развития транспортной отрасли накануне старта нацпроектов «Эффективная транспортная система» и «Инфраструктура для жизни».

Если в прошлом году центральной темой было определение перспектив развития транспортной отрасли («Россия 2035: к новой экономике транспорта»), в этом году точную временную отсечку решили не давать, хотя основные мысли всех участников форума были обращены в сторону новой серии нацпроектов, рассчитанных на 2025—2030 годы.

Основной фокус внимания на дискуссиях был сосредоточен на грузоперевозках, магистральных транспортных коридорах, дорожном хозяйстве, цифровой трансформации, безопасности и междугородных видах транспорта.

Ключевые показатели новых национальных проектов и основные цели развития транспортной системы страны до 2030 года:

• увеличение объёма перевозок по международным транспортным коридорам не менее чем в 1,5 раза относительно 2021 года;

• увеличение авиационной подвижности населения не менее чем на 50%;

• обеспечение не менее 85% дорог опорной сети и городских агломераций в нормативном состоянии;

• обеспечение доли региональных дорог в нормативном состоянии на уровне не менее 60%;

• обеспечение доли парка общественного транспорта в городах и агломерациях, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, на уровне не менее 85%.

В составе «Эффективной транспортной системы» войдут нацпроекты

• «Развитие Большого Северного морского пути»

• «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей»

• «Развитие кадрового потенциала транспортной отрасли»

• «Развитие опорной сети аэродромов»

• «Развитие опорной сети внутренних водных путей»

• «Развитие опорной сети морских портов»

• «Развитие опорной сети железных дорог»

• «Развитие пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации»

• «Цифровая трансформация транспортной отрасли»

В составе «Инфраструктуры для жизни» предусмотрены:

• «Безопасность дорожного движения»

• «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»

• «Развитие инфраструктуры в населенных пунктах»

• «Развитие железнодорожной инфраструктуры центрального транспортного узла»

• «Развитие общественного транспорта»

• «Развитие федеральной сети»

• «Региональная и местная дорожная сеть»

Как отметил первый замминистра транспорта Валентин Иванов в ходе панельной сессии «Конкуренция на рынке грузовых автомобильных перевозок: налоговая дисциплина на обеление отрасли», цифровизация — абсолютный тренд, как неизбежность. Команда Минтранса провела большую работу по подготовке отдельного федерального проекта по цифровизации в составе нового нацпроекта «Эффективная транспортная система». Ключевое мероприятие — создание государственной информационной системы государственной логистики «ГосЛог». В прошлом году эту систему обозначали названием НЦТЛП (национальная цифровая торгово-логистическая платформа). «ГосЛог» позволит действительно получить «единое окно» для всех процедур по всем видам транспорта, в том числе международную интеграцию для прохождения пунктов пропуска с таможенными, фискальными органами. Также Минтрансом подготовлены предложения по внедрению обязательности оформления электронных перевозочных документов по отдельным грузам (опасные грузы, зерно, лес, инертные насыпные и тяжёлые грузы).

На круглом столе в рамках конференции «Автомобильные грузоперевозки в условиях совершенствования законодательства: вызовы, достижения, перспективы» заместитель директора Департамента цифрового развития Минтранса России Иван Круглый сообщил, что внедрение системы «ГосЛог» ускорит процесс цифровизации грузовых систем перевозок, позволит автоматизировать процессы мониторинга грузовых и транспортных потоков. Система повысит прозрачность грузоперевозок и удобство пользования инфраструктурой, упростит взаимодействие с государством, снизит нагрузку на контролирующие органы и бизнес. Кроме того, цифровая платформа даст возможность создать механизмы оперативного управления грузовыми перевозками из единого центра, тем самым позволит снизить транспортные издержки в экономике страны.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~KcUg3
03.07.2025
Модератор сессии, президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук: «Хочу, чтобы вы понимали, что у нас большое количество людей и компаний, которые готовы “бежать”. И поэтому задача руководителя Роскосмоса и нас всех – в том, чтобы “затоптать” дорогу в Минфин и создать другие механизмы, согласно предложениям Президента».
02.07.2025
Наученный горьким опытом, парламент Ирана принял закон о запрете использования и вообще завоза «Старлинков» в Исламскую Республику. Теперь за пользование этой системой в Иране можно будет присесть до 2 лет. За завоз их в страну можно будет получить от 5 до 10 лет в зависимости от количества терминалов.
27.06.2025
В рамках второго саммита «Центральная Азия — Китай», который состоялся в июне 2025 года, подписано соглашение между правительствами Казахстана и Китая о технико-экономическом сотрудничестве.
26.06.2025
Создание универсального подхода к научно-техническому прогнозированию в сфере космических технологий и услуг — это ключевая технология, упомянутая в недавно принятом законе о технологической политике. Она способствует повышению экономической результативности различных секторов экономики, заявил на петербургском международном экономическом форуме ректор Московского физико-технического института Дмитрий Ливанов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.