Внедрение

Цифровизация транспортной отрасли — абсолютный тренд

16 Декабря 2024
Цифровизация транспортной отрасли — абсолютный тренд

В Москве завершил работу XVIII Международный форум и выставка «Транспорт России — 2024». Центральная тема этого года — «Будущее транспорта. Прямо перед вами». Участники дискуссий обсуждали перспективы развития транспортной отрасли накануне старта нацпроектов «Эффективная транспортная система» и «Инфраструктура для жизни».

Если в прошлом году центральной темой было определение перспектив развития транспортной отрасли («Россия 2035: к новой экономике транспорта»), в этом году точную временную отсечку решили не давать, хотя основные мысли всех участников форума были обращены в сторону новой серии нацпроектов, рассчитанных на 2025—2030 годы.

Основной фокус внимания на дискуссиях был сосредоточен на грузоперевозках, магистральных транспортных коридорах, дорожном хозяйстве, цифровой трансформации, безопасности и междугородных видах транспорта.

Ключевые показатели новых национальных проектов и основные цели развития транспортной системы страны до 2030 года:

• увеличение объёма перевозок по международным транспортным коридорам не менее чем в 1,5 раза относительно 2021 года;

• увеличение авиационной подвижности населения не менее чем на 50%;

• обеспечение не менее 85% дорог опорной сети и городских агломераций в нормативном состоянии;

• обеспечение доли региональных дорог в нормативном состоянии на уровне не менее 60%;

• обеспечение доли парка общественного транспорта в городах и агломерациях, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, на уровне не менее 85%.

В составе «Эффективной транспортной системы» войдут нацпроекты

• «Развитие Большого Северного морского пути»

• «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей»

• «Развитие кадрового потенциала транспортной отрасли»

• «Развитие опорной сети аэродромов»

• «Развитие опорной сети внутренних водных путей»

• «Развитие опорной сети морских портов»

• «Развитие опорной сети железных дорог»

• «Развитие пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации»

• «Цифровая трансформация транспортной отрасли»

В составе «Инфраструктуры для жизни» предусмотрены:

• «Безопасность дорожного движения»

• «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»

• «Развитие инфраструктуры в населенных пунктах»

• «Развитие железнодорожной инфраструктуры центрального транспортного узла»

• «Развитие общественного транспорта»

• «Развитие федеральной сети»

• «Региональная и местная дорожная сеть»

Как отметил первый замминистра транспорта Валентин Иванов в ходе панельной сессии «Конкуренция на рынке грузовых автомобильных перевозок: налоговая дисциплина на обеление отрасли», цифровизация — абсолютный тренд, как неизбежность. Команда Минтранса провела большую работу по подготовке отдельного федерального проекта по цифровизации в составе нового нацпроекта «Эффективная транспортная система». Ключевое мероприятие — создание государственной информационной системы государственной логистики «ГосЛог». В прошлом году эту систему обозначали названием НЦТЛП (национальная цифровая торгово-логистическая платформа). «ГосЛог» позволит действительно получить «единое окно» для всех процедур по всем видам транспорта, в том числе международную интеграцию для прохождения пунктов пропуска с таможенными, фискальными органами. Также Минтрансом подготовлены предложения по внедрению обязательности оформления электронных перевозочных документов по отдельным грузам (опасные грузы, зерно, лес, инертные насыпные и тяжёлые грузы).

На круглом столе в рамках конференции «Автомобильные грузоперевозки в условиях совершенствования законодательства: вызовы, достижения, перспективы» заместитель директора Департамента цифрового развития Минтранса России Иван Круглый сообщил, что внедрение системы «ГосЛог» ускорит процесс цифровизации грузовых систем перевозок, позволит автоматизировать процессы мониторинга грузовых и транспортных потоков. Система повысит прозрачность грузоперевозок и удобство пользования инфраструктурой, упростит взаимодействие с государством, снизит нагрузку на контролирующие органы и бизнес. Кроме того, цифровая платформа даст возможность создать механизмы оперативного управления грузовыми перевозками из единого центра, тем самым позволит снизить транспортные издержки в экономике страны.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~KcUg3
12.09.2025
В прошлом году секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев на встрече с руководителями силовых ведомств стран Африки, Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока сообщил аудитории, что ведущие российские компании в сфере кибербезопасности готовы помочь иностранным правительствам взять под контроль их национальное информационное пространство.
10.09.2025
Росавиация одобрила финансирование первого этапа разработки единой цифровой платформы для управления воздушным движением (ЕС ОрВД), включая пилотируемые и беспилотные авиационные системы (БАС). На этот проект до конца 2027 года планируется выделить около 10,4 млрд рублей.
05.09.2025
Европа активно расширяет свои военные амбиции, и космос становится всё более стратегической частью этого видения. Однако темпы развития космических возможностей не всегда соответствовали растущему спросу. Имея около 55 действующих оборонных спутников — по сравнению с США и Китаем, у которых их в несколько раз больше, — Европа всё равно надеется ускорить прогресс, особенно в области разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR).
04.09.2025
По данным отчёта The Verge, генеральный директор OpenAI Сэм Альтман считает, что рынок элементов с искусственным интеллектом находится «в пузыре».

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.