Компании

ЭРА-ГЛОНАСС приступает к опытной эксплуатации. Часть 1

6 Декабря 2013
Закончился испытательный период самого крупного российского навигационного проекта - "ЭРА-ГЛОНАСС". О программе испытаний системы экстренного реагирования при авариях, других перспективных навигационно-информационных проектах в интервью "ВГ" рассказал Президент Некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности, Александр ГУРКО.

- Александр Олегович, какие основные элементы системы "ЭРА-ГЛОНАСС" отрабатываются в ходе тестирования?

- В этом году мы заканчиваем создание всей инфраструктуры "ЭРА-ГЛОНАСС". С 2014 года начинаетcя опытная  эксплуатация. Сейчас идет активная работа с подрядчиками. У нас их несколько. В части создания платформы - компания «Люксофт», в части поставки оборудования и интеграции - "Техносерв" и "ЭнВижн". В части предоставления площадок для размещения нашего оборудования - "Ростелеком", "Мегафон". Каналы связи мы арендуем у "Мегафона", "МТС", "Билайна" и "Ростелекома".

Есть еще направления деятельности: техтребования  к   абонентским терминалам, усовершенствование законодательной и нормативной базы, сопряжение с Системой 112, совместимость с европейской системой e-Call. А также создание системы сертификации и испытательных лабораторий.

Выполняя госконтракт 2013 года, мы развернули  инфраструктуру и запустить систему в 62 регионах (еще 21 регион был готов ранее), произведен монтаж оборудования, его настройка, прошли  автономные испытания и  комплексные  испытания.

Параллельно мы отрабатывали  взаимодействие с Системой 112, системами управления мобильными нарядами, силами и средствами МЧС, скорой помощи.. В 5 регионах - Астрахань, Кострома, Краснодар, Курск, Тула - мы проводим испытания по сопряжению с Системой 112. Одновременно прошли испытания систем управления мобильными нарядами  (СУМН) МВД России также 5 регионах: Казань, Краснодар, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Уфа.

В конце октября на форуме «Открытые инновации» в Москве мы продемонсрировали премьер-министру России Дмитрию Медведеву, премьер-министру Франции Жан-Марк Эро, премьер-министру Финляндии Юрки Катайнен работу системы в режиме реального времени, во всех субъектах Российской Федерации. Мы  В режиме реального времени  прошло прохождение сигнала от автомобиля до регионального узла, в региональный и федеральный центры,  передачу у готовой карточки происшествия в Систему 112 и экстренные службы.

Более того,  мы  показали  на стенде рабочее место оператора контакт-центра "ЭРА-ГЛОНАСС", ообщение с водителем реального автомобиля.

Параллельно мы отрабатываем и техническую реализацию, и бизнес-модель дополнительных сервисов на основе платформы "ЭРА-ГЛОНАСС".

В сентябре в Лондоне состоялся форум Ассоциации GSMA, где участвовали представители всего мирового автопрома, всех известных брендов - "Фольксваген", «Тойота», "БМВ", «Форд», "Мерседес", "Дженерал Моторс" и другие. А также всех крупнейших операторов мобильной связи - Vodafone, Telefónica, Telenor и других. Это с одной стороны. С другой представители крупнейших государственных навигационных проектов на транспорте: SIMRAV (Бразилия), e-Call (ЕС), "ЭРА-ГЛОНАСС" (Россия). Российская делегация делала доклады о статусе готовности нормативной базы, инфраструктуры, по бизнес-моделям коммерческих услуг. Участники форума (автопроизводители и операторы связи) задавали нам очень конкретные вопросы. За час уложились по e-Call и SIMRAV, и больше двух часов обсуждали конкретно "ЭРА-ГЛОНАСС".
 
- Потому что наш проект лучше проработан?

- Потому что он самый готовый и самый проработанный - и в части нормативной базы, и в части инфраструктуры. Все были удивлены, что в конце этого года все будет развернуто. Нормативная база большей частью сформирована (в октябре в Государственной Думе в первом чтении (sic! единогласно) принят Федеральный закон о государственной системе «ЭРА-ГЛОНАСС»), изменения в техрегламент Таможенного союза приняты. Основные вопросы к нам были по дополнительным коммерческим сервисам. Где брать SIM-карту «ЭРА-ГЛОНАСС»? Нужен один профиль (ЭРА) или лучше многопрофильная SIM-карта (ЭРА + коммерческие профили)? Кто оказывает коммерческие услуги? Кто и как подключает абонента к системе «ЭРА-ГЛОНАСС»? Как проходит сигнал бесплатный (ЭРА) и платный (коммерческие сервисы)? Как все это стыкуется с работой европейской системы e-Call? И так далее. Масса очень конкретных, предметных вопросов по работе системы.

- До чего договорились?

- Этот форум был посвящен не тому, чтобы договариваться, а тому, чтобы обменяться информацией и понять, что делается в разных странах с точки зрения реализации основных, базовых, системообразующих проектов. Обеспечить понимание и, значит, взаимодействие разработчиков технологий и исполнителей проектов. Что стало понятно? Что есть серьезные вопросы по технологической реализации многопрофильных карт. А это ключевой элемент для выбора бизнес-модели рынка. Потому что в зависимости от того, какой профиль прописан, и кто его прописывает в SIM-карте, установленной в автомобильном терминале, коммерческий и некоммерческий трафики идут на определенную платформу. Соответственно, потом распределяются между сервис-провайдерами и (или) операторами связи. По сути, тот, кто сидит на трафике, тот, в итоге, «сидит» на бизнесе.

Возвращаясь к вопросу об инфраструктуре. С 2014 года начнется эксплуатация системы. Сейчас решается вопрос о том, кто будет балансодержателем системы - ведь это государственная система и, значит, она может стоять на балансе только у государственной организации. Также решается вопрос о финансировании затрат на эксплуатацию в 2014 году: это государственная система – значит, ее следует финансировать из федерального бюджета.

Беседовал Константин Крейденко

ПРОДОЛЖЕНИЕ >>>
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~JlUGw
07.08.2025
Опрос предприятий показал снижение выручки от реализации продукции в среднем на 10%, от реализации услуг – на 20% в сравнении с аналогичным периодом 2024 года.
01.08.2025
В китайской космической отрасли популярно сочетание жёсткого государственного регулирования и активной частной инициативы. Компании из первого «лагеря» сталкиваются с трудностями управления и кадровыми проблемами, а вторые — с проблемами роста и техническими неполадками.
31.07.2025
Разногласия между президентом Трампом и основателем компании, производящей ракеты, поставили под угрозу многомиллиардные соглашения компании с правительством. Для правительства США разрыв с Илоном Маском легче объявить, чем сделать.
30.07.2025
Компания TOPODRONE анонсировала выход нового решения — PPK-апгрейда для дрона DJI Mini 4 PRO. Модуль интегрирован прямо в корпус БПЛА, что позволяет сохранить его компактные размеры, эргономичность и полный функционал, при этом превращая Mini 4 PRO в полноценный геодезический инструмент.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.