Компании

Когнитивная оппортунистическая навигация включается в войну с Маском

24 Октября 2022
Когнитивная оппортунистическая навигация включается в войну с Маском

Генеральный директор компаний SpaceX и Tesla сказал: «Нет, спасибо» на предложения использования его мега-созвездие для навигации. Исследователи всё равно пошли дальше.

Предложение Тодда Хамфриса компании SpaceX было простым. С помощью нескольких настроек программного обеспечения быстро растущее созвездие Starlink с таким же успехом может обеспечить точное местоположение, навигацию и синхронизацию. Армия США, которая финансирует работу Хамфриса в Техасском университете в Остине, хотела получить резервную копию своей уязвимой системы GPS. Может ли Starlink выполнить эту роль?

Когда эта идея была впервые предложена в 2020 году, руководители SpaceX были открыты для неё. Затем пришло известие свыше. Маск объяснил: все остальные коммуникационные сети LEO (на низкой околоземной орбите) обанкротились. И поэтому SpaceX должно полностью сосредоточиться на том, чтобы избежать банкротства.

В течение последних двух лет его команда в радионавигационной лаборатории Калифорнийского университета занималась обратным проектированием сигналов, отправляемых с тысяч интернет-спутников Starlink на LEO на наземные приёмники. Теперь SpaceX утверждает, что проблема решена, и регулярные сигналы маяков из созвездия, предназначенные для того, чтобы помочь приёмникам соединиться со спутниками, могли бы лечь в основу полезной навигационной системы. Важно отметить, что это можно было бы сделать вообще без какой-либо помощи со стороны SpaceX.

Хамфрис утверждает, что предоставил наиболее полную на сегодняшний день характеристику сигналов Starlink. Эта информация, по его словам, является первым шагом на пути к разработке новой глобальной навигационной технологии, которая будет работать независимо от GPS или её европейских, российских и китайских аналогов.

«Сигнал системы Starlink – это тщательно охраняемый секрет, – говорит Хамфрис. – Даже в наших ранних обсуждениях, когда SpaceX была более сговорчивой, они не раскрыли нам никакой структуры сигнала. Нам пришлось начинать с нуля, построив, по сути, небольшой радиотелескоп, чтобы подслушивать их сигналы».

Чтобы запустить проект, UT Austin приобрела терминал Starlink и использовала его для трансляции видеороликов в высоком разрешении с YouTube. Это обеспечивало постоянный источник сигналов Starlink, которые могла прослушивать отдельная ближайшая антенна.

Хамфрис быстро понял, что Starlink полагается на технологию, называемую мультиплексированием с ортогональным частотным разделением (OFDM). OFDM – это метод кодирования цифровых передач, первоначально разработанный в Bell Labs в 1960-х годах и в настоящее время используемый в Wi-Fi и 5G. «OFDM сейчас в моде, – говорит Марк Псиаки, эксперт по GPS. – Это способ упаковать наибольшее количество бит в секунду в заданную полосу пропускания».

Исследователи из Калифорнийского университета в Остине не пытались взломать шифрование Starlink или получить доступ к каким-либо пользовательским данным, поступающим со спутников. Вместо этого они искали последовательности синхронизации — предсказуемые, повторяющиеся сигналы, передаваемые спутниками на орбите, чтобы помочь приемникам координировать свои действия с ними. Такие последовательности были найдены, и у них (было) больше последовательностей синхронизации, чем требуется.

Каждая последовательность также содержит подсказки о расстоянии и скорости спутника. Поскольку спутники Starlink передают около четырёх последовательностей данных каждую миллисекунду, «это просто замечательно для двойного использования их системы позиционирования», – говорит Хамфрис.

Если наземный приёмник имеет хорошее представление о перемещениях спутников — которыми SpaceX делится онлайн, чтобы снизить риск орбитальных столкновений, — он может использовать регулярность последовательностей, чтобы определить, с какого спутника они пришли, а затем рассчитать расстояние до этого спутника. Повторяя этот процесс для нескольких спутников, приёмник может определить своё местоположение с точностью до 30 метров.

Если бы SpaceX позже решила сотрудничать, включив дополнительные данные о точном местоположении каждого спутника в свои нисходящие каналы, эта точность теоретически могла бы улучшиться до менее чем метра, что сделало бы её конкурентоспособной с GPS. SpaceX не ответила на запросы о комментариях.

Другие исследователи шли по тому же пути. Зак Кассас – директор Центра Минтранса США, специализирующегося на отказоустойчивости навигации. В прошлом году его команда первой продемонстрировала, что сигналы Starlink можно использовать для определения местоположения, частично используя машинное обучение.

Подход Кассаса, который он называет «когнитивной оппортунистической навигацией», анализирует период и изменяющиеся частоты сигналов со спутника, когда тот проходит над головой. Приёмник также использует последовательности синхронизации, узнаёт орбиту спутника и отслеживает её. При многократном прохождении спутника приёмник в конечном итоге вычисляет своё собственное местоположение. На недавней конференции Кассас заявил, что его система теперь достигла точности менее 10 метров с помощью Starlink. «Это настолько общая структура, что мы можем применить её к любому земному или внеземному сигналу, – говорит он. – Он будет учиться на лету, сообщать вам, что передаётся, и сообщать вам, где вы находитесь».

Более полное понимание сигналов Starlink имеет последствия, выходящие за рамки навигации. Например, спутники системы в настоящее время, похоже, не используют два из восьми каналов, на которые у SpaceX есть лицензия. Хамфрис предполагает, что это может быть связано с тем, что Маск стремится не создавать помех радиотелескопам, работающим на соседних частотах. Яркие полосы орбитальных спутников Starlink уже были обвинены в нарушении оптической астрономии.

Выводы UT Austin также подчёркивают возможность преднамеренного вмешательства в саму Starlink. Хамфрис отмечает, что, хотя последовательности синхронизации многообещающи для навигации, тот факт, что они абсолютно предсказуемы и используются во всём созвездии, является уязвимостью в системе безопасности. Однако, следует учитывать, что любая навигационная система, работающая с последовательностями с открытым исходным кодом, определённо может быть подделана, потому что каждый будет знать, как обнаружить эти сигналы и создать поддельные.

Сообщается, что Starlink потерпел катастрофическую потерю связи в конце сентября на Украине, где он широко используется для голосовой и электронной связи, для помощи в управлении беспилотниками и даже для корректировки артиллерийского огня. Хотя не ясно, были ли перебои в работе из-за помех со стороны российских войск, Маск написал в Твиттере на прошлой неделе: «Россия активно пытается уничтожить Starlink. Чтобы обезопасить себя, SpaceX направила огромные ресурсы на оборону».

Starlink, несомненно, стал палочкой-выручалочкой для Украины. Однако сообщения об отключениях и сохраняющаяся путаница в отношении того, кто будет платить за услуги Starlink, вызывают опасения по поводу его будущего.

«С течением времени и углублением их зависимости от Starlink Украина и её союзники на Западе начинают понимать, что они мало контролируют Starlink и мало знают о нём, – говорит Хамфрис. – Но теперь многие миллионы людей кровно заинтересованы в безопасности Starlink, включая её устойчивость к помехам. Оценка этой безопасности начинается с чёткого понимания структуры сигнала».


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам MIT Technology Review
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~H2SL5
07.10.2025
НАСА продолжает подготовку к первому за более чем пять десятилетий запуску людей за пределы низкой околоземной орбиты, и официальные лица заявили во вторник, что миссия Artemis II может быть запущена в начале следующего года.
01.10.2025
Немецкая компания DE-CIX, оператор точек обмена интернет-трафиком, расширяет свою модель взаимодействия за пределы Земли. В рамках программы Space-IX компания закладывает основу для первой орбитальной точки обмена интернет-трафиком, позволяющей спутникам и космическим системам бесперебойно подключаться к наземным сетям.
30.09.2025
АФК «Система» обсуждает слияние с Сбербанком, в рамках которого тот может приобрести значительную долю в компании «Элемент», одном из ведущих российских производителей микроэлектроники. По предварительным оценкам, сумма сделки может составить от 15 до 28 миллиардов рублей. Эксперты считают это стратегически выгодным шагом для Сбербанка, так как он позволит банку создать полный цикл производства микроэлектроники и укрепить свои позиции на рынке.
26.09.2025
Легендарный советский космический проект был побочным следствием военной программы, когда надо было доставить боезаряд в любую точку мира, особенно на территорию недружественных нам стран. Всегда государство – главный заказчик.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.