Технологии

В России разрабатывают альтернативную систему навигации

22 Августа 2018
В России разрабатывают альтернативную систему навигации

Московское конструкторское бюро (МКБ) «Компас» и Институт прикладной геофизики имени Федорова создадут полную карту магнитного поля Земли на территории всей России, что было закреплено в соглашении подписанном сторонами на форуме «Армия-2018», сообщает РИА Новости.

Съёмка будет проводиться с помощью спутников навигационной системы ГЛОНАСС. Полученные данные можно будет использовать в качестве резервной системы навигации.

«Взаимодействие наших организаций позволит применять геоинформационные технологии во многих сферах, что будет способствовать усилению обороноспособности страны и реализации практических задач для структур Минобороны, а также для отраслей гражданской промышленности», — заявил исполнительный директор МКБ «Компас» Олег Гуляев.

Справочно: 

Теоретическое обоснование навигации с использованием данных о естественных геофизических полях (ГФП) было дано в 1963 году д.т.н. Александром Аркадьевичем Красовским. Красовский предложил использовать аномальные компоненты ГФП, связанные с характерными особенностями местности: высота рельефа, границы раздела типов земной поверхности, значения производных гравитационного и магнитного потенциалов. Параметры ГФП в этом случае представляются в виде суммы нормальной и аномальной компонент. Нормальная компонента описывается детерминированной функцией, аномальная – статистическими законами. Для рельефа нормальной компонентой является референц-эллипсоид (приближенная форма поверхности Земли), для гравитационного и магнитного полей – уравнения Лапласа. Аномальная часть обычно характеризуется параметрами корреляционной функции – дисперсией и радиусом или интервалом корреляции поля. Отсюда произошло и название систем навигации – корреляционно-экстремальные навигационные системы (КЭНС). Слово «экстремальные» связано с методом распознавания измеренных датчиком значений ГФП. Освоенными на текущий момент можно считать КЭНС по вертикальным профилям рельефа местности (маршрутная навигация) и наведение по оптическому контрасту в районе цели. Освоение КЭНС по пространственным геофизическим полям планируется в перспективных разработках боевой техники.

В отличие от спутниковых навигационных систем (ГЛОНАСС, GPS, BeiDou, Galileo), корреляционно-экстремальные навигационные системы:

  • ориентируются относительно реальной поверхности Земли, а не виртуального референц-эллипсоида;

  • почти не занимают места в эфире, воздушном, наземном, морском и космическом пространствах;

  • обеспечивают высокоточную автономную навигацию как в воздушной, так и в морской среде;

  • обладают высокой или полной помехоустойчивостью и скрытностью функционирования;

  • не нуждаются в затратах на эксплуатацию и восстановление навигационных полей;

  • не оказывают негативного влияния на экологическую обстановку;

  • способны обеспечить весьма высокие боевую устойчивость и надежность.


Подписывайтесь на канал «Вестник ГЛОНАСС» в TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~FUygg
02.05.2024
Сегодня ведущие космические страны мира разрабатывают низкоорбитальные навигационные спутниковые системы (ННСС). Дальше всех по этой программе продвинулся Китай. Россия же пока не приняла решения о создании такой системы. Специалисты ОА «Решетнёв» предлагают создать отечественную ННСС на основе малогабаритной унифицированной платформы в качестве дополнения к основной группировке ГЛОНАСС.
26.04.2024
КНР будет использовать ожидаемые пусковые мощности развивающегося коммерческого космического сектора страны, чтобы реализовать свои планы по созданию мегасозвездий.
25.04.2024
В современном автомобильном мире автомобили превращаются из простых видов транспорта во взаимосвязанные технологические центры. Подключённые автомобили используют множество цифровых функций и технологий для повышения безопасности, удобства и в целом удовольствия от вождения.
22.04.2024
На базе ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ) открыли уникальный многофункциональный метрологический бассейн, который поможет кратно повысить точность измерений.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.