Технологии

Защита навигационных сигналов от «спуфинга» и «джемминга»

16 Мая 2022
Защита навигационных сигналов от «спуфинга» и «джемминга»

На сегодняшний день есть несколько способов защиты потребителей от «спуфинга» и «джемминга» навигационных сигналов. В частности, продолжается разработка все более «умных» навигационных приборов, идет применение дополнительных инерциальных средств навигации, одометров и датчиков ближней навигации, также внедряются адаптивные фазированные антенные решетки (АФАР). Об этом рассказал журналу «Вестник ГЛОНАСС» начальник аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС Алексей Муравьёв.

Он отметил, что развитие все новых технологий противодействия помехам идет рука об руку с появлением все новых видов непреднамеренных и преднамеренных помех.

В этом смысле Муравьёв отметил, что все же навигационные приемники, даже их бытовые разновидности, являются далеко не беззащитными устройствами. «Это высокочувствительные приборы, обладающие мощными процессорами, в которых помимо сложнейших технологий оптимальной фильтрации, как правило, используются алгоритмы внутреннего контроля качества навигационного поля, с помощью которых осуществляется отбраковка навигационных сигналов, не соответствующих определенным критериям целостности. Это позволяет выявить многие некондиционные, в том числе, зашумленные сигналы и вывести их из обработки», - отметил эксперт.

Кроме того, по его словам, в автомобильных навигаторах используются геоинформационные системы, обеспечивающие привязку навигационных определений к дорожной сети, к так называемым «графам» дорог. При этом специальные алгоритмы осуществляют сопровождение движения автомобиля именно по дорогам, даже если показания приборов выходят за их пределы.

Также, как отметил Алексей Муравьёв, в целях навигационного обеспечения различных классов потребителей используются навигационные комплексы, в которых спутниковые приемники дополняются инерциальными средствами навигации, одометрами, датчиками ближней навигации (ультразвуковыми, оптическими, инфракрасными и т.д.), а также средствами локальных радионавигационных систем.

Одним из самых современных решений, по словам начальника аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС, является использование адаптивных фазированных антенных решеток (АФАР), обеспечивающих высокоточную фокусировку зон приема на спутниковые сигналы: «все, что нужно» принимается, а «все, что не нужно» вырезается.

«АФАР представляют собой системы из двух и более антенных элементов, расположенных друг относительно друга на расстоянии длины волны принимаемого излучения. Такие системы могут подавлять один и более источников помех по числу антенных элементов минус один. Два антенных элемента подавляют одну помеху, три антенных элемента – две помехи и т.д», - пояснил он.

Однако, как отметил Муравьёв, есть ограничения по использованию АФАР по экономическим соображениям, конструктивным особенностям и по потребляемой энергии. Поэтому АФАР целесообразно использовать в профессиональной аппаратуре, особенно предназначенной для ответственных применений.

Полную версию интервью читайте в ближайшем номере журнала «Вестник ГЛОНАСС».

Источник: журнал «Вестник ГЛОНАСС»
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~EsmfJ
08.05.2024
Сегодня в России отсутствует системный подход в формировании нормативно-правовой базы применения беспилотной авиации. Требуется определить основные цели и синхронизировать работу отдельных ведомств, такое мнение выразил генеральный директор Ассоциации «Аэронекст» Глеб Бабинцев в ходе форума «Российская современная авионика-2024».
02.05.2024
Сегодня ведущие космические страны мира разрабатывают низкоорбитальные навигационные спутниковые системы (ННСС). Дальше всех по этой программе продвинулся Китай. Россия же пока не приняла решения о создании такой системы. Специалисты ОА «Решетнёв» предлагают создать отечественную ННСС на основе малогабаритной унифицированной платформы в качестве дополнения к основной группировке ГЛОНАСС.
26.04.2024
КНР будет использовать ожидаемые пусковые мощности развивающегося коммерческого космического сектора страны, чтобы реализовать свои планы по созданию мегасозвездий.
25.04.2024
В современном автомобильном мире автомобили превращаются из простых видов транспорта во взаимосвязанные технологические центры. Подключённые автомобили используют множество цифровых функций и технологий для повышения безопасности, удобства и в целом удовольствия от вождения.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.