Технологии

Защита навигационных сигналов от «спуфинга» и «джемминга»

16 Мая 2022
Защита навигационных сигналов от «спуфинга» и «джемминга»

На сегодняшний день есть несколько способов защиты потребителей от «спуфинга» и «джемминга» навигационных сигналов. В частности, продолжается разработка все более «умных» навигационных приборов, идет применение дополнительных инерциальных средств навигации, одометров и датчиков ближней навигации, также внедряются адаптивные фазированные антенные решетки (АФАР). Об этом рассказал журналу «Вестник ГЛОНАСС» начальник аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС Алексей Муравьёв.

Он отметил, что развитие все новых технологий противодействия помехам идет рука об руку с появлением все новых видов непреднамеренных и преднамеренных помех.

В этом смысле Муравьёв отметил, что все же навигационные приемники, даже их бытовые разновидности, являются далеко не беззащитными устройствами. «Это высокочувствительные приборы, обладающие мощными процессорами, в которых помимо сложнейших технологий оптимальной фильтрации, как правило, используются алгоритмы внутреннего контроля качества навигационного поля, с помощью которых осуществляется отбраковка навигационных сигналов, не соответствующих определенным критериям целостности. Это позволяет выявить многие некондиционные, в том числе, зашумленные сигналы и вывести их из обработки», - отметил эксперт.

Кроме того, по его словам, в автомобильных навигаторах используются геоинформационные системы, обеспечивающие привязку навигационных определений к дорожной сети, к так называемым «графам» дорог. При этом специальные алгоритмы осуществляют сопровождение движения автомобиля именно по дорогам, даже если показания приборов выходят за их пределы.

Также, как отметил Алексей Муравьёв, в целях навигационного обеспечения различных классов потребителей используются навигационные комплексы, в которых спутниковые приемники дополняются инерциальными средствами навигации, одометрами, датчиками ближней навигации (ультразвуковыми, оптическими, инфракрасными и т.д.), а также средствами локальных радионавигационных систем.

Одним из самых современных решений, по словам начальника аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС, является использование адаптивных фазированных антенных решеток (АФАР), обеспечивающих высокоточную фокусировку зон приема на спутниковые сигналы: «все, что нужно» принимается, а «все, что не нужно» вырезается.

«АФАР представляют собой системы из двух и более антенных элементов, расположенных друг относительно друга на расстоянии длины волны принимаемого излучения. Такие системы могут подавлять один и более источников помех по числу антенных элементов минус один. Два антенных элемента подавляют одну помеху, три антенных элемента – две помехи и т.д», - пояснил он.

Однако, как отметил Муравьёв, есть ограничения по использованию АФАР по экономическим соображениям, конструктивным особенностям и по потребляемой энергии. Поэтому АФАР целесообразно использовать в профессиональной аппаратуре, особенно предназначенной для ответственных применений.

Полную версию интервью читайте в ближайшем номере журнала «Вестник ГЛОНАСС».

Источник: журнал «Вестник ГЛОНАСС»
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~EsmfJ
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.