Статьи

Перевозка опасных грузов и пассажиров – под контролем ГЛОНАСС

31 Июля 2013

В 2011 году Федеральная служба по надзору в сфере транспорта реализовала мероприятия, направленные на повышение автомобильной безопасности при осуществлении перевозок грузов и пассажиров. В частности, объявила конкурс на создание Системы дистанционного контроля и надзора за транспортом, перевозящим опасные грузы (СДКН-ОГ), который выиграл федеральный оператор «НИС ГЛОНАСС». В рамках разработки проекта развернут Центр мониторинга перевозки опасных грузов в центральном аппарате Ространснадзора, созданы территориальные автоматизированные центры контроля и надзора (АЦКН) в двух пилотных зонах – Южном и Центральном федеральных округах. В декабре 2012 года Система запущена в эксплуатацию.

К категории опасных относят вещества, материалы и изделия, отходы производства и иной деятельности, которые при погрузке и хранении могут нанести вред окружающей среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных и птиц. На сегодняшний день большинство отраслей экономики используют при производстве синтетические (зачастую опасные) материалы. При их перевозке требуется соблюдать особые условия, гарантирующие безопасность самому транспортному средству и близлежащим объектам.

Система СДКН-ОГ на базе технологий ГЛОНАСС/GPS, разработанная компанией «НИС ГЛОНАСС», автоматизировала большинство процессов, связанных с контролем перевозок опасных грузов автомобильным транспортом. Система позволяет отображать на электронной карте в режиме реального времени данные о местоположении транспортного средства, его скоростных характеристиках, факте срабатывания тревожной кнопки, выданном спецразрешении на перевозку опасных грузов, расположении передвижных и стационарных контрольных пунктов Ространснадзора, утвержденных местах стоянок и других параметров. На основании этой информации Система в автоматическом режиме фиксирует факты нарушений, проводит их анализ и осуществляет надзор за соблюдением установленных правил перевозок.

Система СДКН-ОГ была продемонстрирована на Транспортной неделе – 2012. Представители Ространснадзора отметили необходимость в развитии данной Системы в масштабе Российской Федерации и ее распространении на транспортные средства, осуществляющие перевозку пассажиров.

Опыт применения СДКН-ОГ показал, что Система способна снизить последствия аварийных и чрезвычайных ситуаций с участием автомобильного транспорта, повысить безопасность населения и улучшить экологическую обстановку при перевозке опасных грузов, обеспечить своевременное реагирование экстренных служб на неправомерные действия, снизить ущерб объектам транспортной инфраструктуры, в результате чего Министерство транспорта приняло решение о применении опыта использования СДКН-ОГ и в сфере других видов транспорта, в частности пассажирского.

Система также выполняет функции предупреждения нарушений транспортной безопасности. Представим, что в Системе зарегистрировано транспортное средство, перевозящее опасный груз, которое набирает скорость и, отклонившись от маршрута, направляется в населенный пункт. В таком случае диспетчер Автоматизированного центра имеет возможность отреагировать и оповестить уполномоченные органы о данном факте, где и будет принято решение о необходимости проведения оперативных мероприятий по перехвату потенциально опасного транспортного средства.

В настоящее время Ространснадзор совместно с ОАО «НИС» создает Комплексную информационно-аналитическую систему контроля транспортных средств (КИАСК-ТС), которая рассчитана на мониторинг транспорта, перевозящего опасные грузы, и на пассажирский сегмент.

Система включает в себя часть основного функционала системы СДКН-ОГ, но при этом добавляет функции, отвечающие как задачам Росавтодорнадзора, так и автомобильной безопасности, а также осуществляет надзор за пассажирским транспортом. Кроме того, Система строится на основе принципиально новой архитектуры и является территориально распределенной, что позволит достичь высокой производительности и бесперебойности в работе.

Принцип построения Системы разрабатывался таким образом, чтобы задействовать и учесть все субъекты, участвующие как в процессе перевозок, так и в процессе согласования маршрутов, выдачи спецразрешений и лицензий (структурная схема представлена на Рис. 1.).

Рис. 1. Структурная схема КИАСК-ТС АЦКН Ространснадзора

Как видно из схемы, система позволит увязать региональные навигационно-информационные системы и создаваемую систему КИАСК-ТС в единую навигационно-информационную сеть, которая позволит отвечать задачам федеральных и региональных органов исполнительной власти. Кроме того, в рамках системы откроется  единый портал для перевозчиков, в котором перевозчики должны будут заявлять о процессе перевозки, а также оставлять другую информацию, касающуюся перевозочного процесса.

Следует отметить, что система строится в соответствии действующими нормативными актами, такими как:
• приказ Минтранса № 20 от 26.01.2012 г. «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», согласно которому все транспортные средства категории N, осуществляющие перевозку опасных грузов, должны быть оснащены бортовым оборудованием на основе ГЛОНАСС/GPS и передавать информацию о своем местонахождении в АЦКН Ространснадзора;
• приказ Минтранса № 285 от 31.07.2012 г. «Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов», согласно которому определены требования к бортовому навигационному оборудованию и системам, осуществляющим прием, обработку и передачу телематической информации.

На сегодняшний день в Российской Федерации  порядка 300 тысяч транспортных средств, перевозящих опасные грузы, и почти 1 миллион транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки, попадающие под действие приказа Минтранса № 20 от 26.01.2012 г., а значит, все они потенциально должны быть зарегистрированы в системе КИАСК-ТС.

В рамках Федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы» в 2012 г. Министерство транспорта совместно с Ространснадзорм и при непосредственном участии ОАО «НИС» (в части разработки идеологии, программного продукта, архитектуры и требований) начало создавать систему КИАСК-ТС, а к середине 2013 г. в эксплуатацию будут введены  первые центры АЦКН Ространснадзора. Параллельно с этим процессом «НИС ГЛОНАСС» совместно с высшими органами исполнительной власти субъектов РФ начал открывать совместные предприятия, в рамках которых создаются региональные навигационно-информационные системы, призванные решать задачи уровня субъекта Российской Федерации, а также передавать информацию в АЦКН Ространснадзора. По состоянию на 15.01.2012 г. создано уже 19 таких предприятий.

Алексей Догадин,  руководитель проектов по направлению Ространснадзора ОАО «НИС»
21.01.13

Перепечатка в полном или частичном виде возможна с обязательной активной ссылкой на источник vestnik-glonass.ru

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~AJ58X
24.12.2024
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
03.10.2022
Цифровая модель рельефа (ЦМР) — это разновидность трехмерных моделей местности, которая содержит данные только высотных показателей поверхности (без деревьев, домов и других объектов). В последние несколько лет ЦМР создаются после обработки снимков, полученных беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).
13.09.2022
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
13.09.2022
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.