Внедрение

Эксперт о планах внедрения национальной цифровой транспортно-логистической платформы

8 Июля 2024
Эксперт о планах внедрения национальной цифровой транспортно-логистической платформы

Правительство РФ утвердило постановление о проведении эксперимента по созданию национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Инициатива призвана упростить процедуру грузоперевозок, увеличить скорость и объемы поставок необходимых товаров.

Тестирование информационной системы запланировано с 1 августа 2024 года по 1 июня 2025 года. Одна из целей – внедрение электронного документооборота на всех этапах грузоперевозок, которые ведутся автомобильным, морским, речным, железнодорожным и воздушным транспортом. Также будет апробирована выдача разрешительных и товаросопроводительных документов через механизм «одного окна». Оператором цифровой платформы определен Минтранс.

О цифровизации транспортной логистики журнал «Вестник ГЛОНАСС» поговорил с Марией Никитиной, экспертом по транспортной логистике, основателем экспертно-аналитического проекта N.Trans Lab.

По ее словам, транспортная отрасль действительно нуждается в цифровизации. В первую очередь речь о применении всех доступных инструментов цифровых сервисов в логистике. Здесь и big data, и искусственный интеллект (ИИ), и цифровые двойники и блок-чейн и многое другое.

«Цифровизация в логистике действительно может дать колоссальный эффект, по двум соображениям. А) Цифровизация априори эффективна в среде с большим массивом типовых данных. А это именно то, из чего состоит транспортная логистика – широкая линейка параметров с большим объёмом типовых переменных и Б) уровень нашей продвинутости в цифровизации логистики – почти нулевой, если не сказать отрицательный. То есть, из-за значительного отставания, эффект может быть быстрый и внушительный», - сказала эксперт.

Никитина также отметила ряд барьеров на пути реализации планов по цифровизации. Кибербезопасность и санкции создают дополнительные трудности на пути скорости цифровой трансформации. То есть потребность в разработке собственного ПО – занимает время и создает препятствия для ускорения внедрения цифровых сервисов.

Кроме того, существует множество секторов и участников транспортно-логистического рынка, каждый из которых сегодня уже «нагенерил» что-то свое в цифре, и не заинтересован это менять или приспосабливать к единым стандартам и сервисам, особенно в отсутствии очевидных эффектов и/или нормативных принуждений. Но надо понимать, что эффект от цифровизации возникает именно в комплексе.

По словам собеседника журнала, в профессиональной среде также есть некоторое недоверие к национальной цифровой транспортно-логистической платформе и ее администратору. Здесь много говорится о бравурных планах и эффективных целях, но мало о реальных проблемах и сложностях.

«Кроме того, более 15 лет мы слышим в качестве основного достижения цифровизации – всеобщий электронный документооборот, где «воз, на самом деле, и ныне там». Ну и кроме того, проблемы в этой сфере, вместе с нашумевшим дефицитом микрочипов, обще заметны в широком спектре потребительских сервисов», - сказала Мария Никитина.

Самое главное, по ее словам, в новом нацпроекте «эффективная транспортная система» на цели цифровизации планируется потратить дополнительно более 20 млрд руб, в том числе на НЦТЛП еще плюс 10,3 млрд.руб. А детальные эффекты выглядят в буквальном смысле расплывчато (см фото выдержку из проекта Минтранса НП «Транспорт» от июня 2024 года).

2024-07-08 11.14.49.jpg

«Цифровизация и ее производные находятся на распутье. С одной стороны — огромный потенциал, а с другой — не менее значительное искушение в росте бюджетов», - отметила в заключении Никитина.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~7SIek
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.