Во власти

Эксперт о новых правилах движения большегрузов по Москве: «очередная техническая и юридическая «авгиева конюшня»

11 Мая 2021
Эксперт о новых правилах движения большегрузов по Москве: «очередная техническая и юридическая «авгиева конюшня»

Правительство Москвы 6 апреля этого года приняло постановление №399-ПП, которое определило новые правила передвижения большегрузного транспорта по Москве. Теперь перевозчикам, в автопарке которых есть автомобили грузоподъёмностью свыше 3,5 тонн, потребуется зарегистрироваться в РНИС для оформления пропуска для движения по Москве (в границах МКАД включительно). Тем самым будет обеспечена передача навигационной и телеметрической информации в РНИС в период действия пропуска. Кроме того, изменен временной период «дневных ограничений движения» грузовиков – с 7:00 до 23:00 (ранее было с 6:00 до 22:00).

Постановление вступило в силу с 5 мая 2021 года.

Как прокомментировал журналу «Вестник ГЛОНАСС» генеральный директор ООО «Интеллектуальные транспортные технологии» Александр Борейко, вопросы регулирования движения автотранспорта в мегаполисах, в первую очередь - грузового, в мировой практике являются для одним из важнейших приоритетов в организации транспортного обслуживания и системы управления дорожном движением для городских администраций. В Москве еще в 2015- 2017 годах была осуществлена разработка концепции создания так называемого «грузового каркаса», выполнено проектирование и тестовый запуск информационной системы контроля движения грузового автотранспорта с использованием навигационных технологий. Однако, в силу ряда причин, данные проекты не были в полной мере доведены до конца.

По словам эксперта, в этом смысле инициатива Правительства Москвы, выразившаяся в принятии Постановления от 6 апреля 2021 г. № 399-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 22 августа 2011 г. № 379-ПП», не является чем-то революционно новым, соответствует как духу мировой практики, так и мотивам ранее выполненных работ.

Однако Борейко обращает внимание на три существенных вопроса, которые закладывают юридическую и техническую мину под указанное Постановление.

Во-первых, речь идет об определении конкретных категорий автотранспортных средств, в отношении которых вводятся ограничения. Так, в п. 2.1 Постановления Правительства Москвы от 22 августа 2011 г. № 379-ПП говорится о «грузовом автотранспорте грузоподъемностью более 1 тонны» (данный пункт не отменен). В свою очередь новое Постановление Правительства Москвы от 6 апреля 2021 г. № 399-ПП вносит изменения в пункт 2.4. Постановления Правительства Москвы от 22 августа 2011 г. № 379-ПП, в котором упоминаются «грузовые автотранспортные средства разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны». В связи с этим эксперт отмечает, что категорирование автотранспортных средств в Российской Федерации осуществляется на основании Приложения 1 Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), который в свою очередь соответствует международным соглашениям, к которым присоединилась Российская Федерация. В этой связи введение каких-то новых требований к категорированию автотранспортных средств при отсутствии отсылки на ключевой документ технического регулирования в данной сфере представляется необоснованным, чреватым неоднозначным как толкованием, так и применением на практике.

Во-вторых, несомненно обращает на себя крайняя небрежность Постановления от 6 апреля 2021 г. № 399-ПП в части определения технических требований к навигационному оборудованию автотранспортных средств, протоколам информационного обмена, составу данных (информации) и периодичности его осуществления, а также прочим техническим вопросам, имеющим существенный юридический подтекст.

В частности, Постановление от 6 апреля 2021 г. № 399-ПП не налагает никаких требований на навигационное оборудование для оснащения автотранспорта, включая используемые ГНСС, требования по отнесению данного оборудования к средствам измерения, требования по точности измерений и другое. В общем случае, с технической точки зрения упомянутые в п. 1.4 Постановления от 6 апреля 2021 г. № 399-ПП навигационную и телеметрическую информацию (какую - не определено) можно получать и со смартфона (ибо это не ограничено данным Постановлением). Но в то же время сайт московского РНИС (https://rnis.mos.ru/docs/manual.pdf) дает рекомендации по нескольким типам поддерживаемых абонентских терминалов, что представляется навязыванием конкретных производителей и моделей навигационного оборудования.

Эксперт также отмечает, что передавать полученную с такого навигационного оборудования навигационную и телеметрическую информацию в Единую региональную навигационно-информационную систему города Москвы, как это требует тот же п. 1.4 Постановления от 6 апреля 2021 г. № 399-ПП, можно хоть в рукописном виде, хоть в последний день (час, минуту) действия выданного пропуска (также нет никаких ограничений). Не говоря уже о требовании по периодичности (регулярности) и предельной допустимой задержке информационного обмена.

В-третьих, по его словам, не стоит забывать про набившую оскомину проблему «зоопарка» навигационного оборудования. В настоящий момент в соответствии с законодательством на автотранспортные средства в зависимости от их категории и характера осуществляемой перевозки требуется обязательная установка следующего навигационного оборудования:

1. Устройство вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» (УВЭОС);

2. Аппаратура спутниковой навигации (АСН) для контроля движения ТС категорий M и N, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), специальных, опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

3. Тахографы в вариантах:

• со средством криптозащиты информации (СКЗИ) для внутрироссийских перевозок транспортными средствами, зарегистрированными в Российской Федерации;

• в функциональном исполнении на основании Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) для международных перевозок);

4. Оборудование системы Платон;

5. Системы фото- и видеофиксации на ТС, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров.

«В этой связи не понятно, вводимое Постановлением Правительства Москвы от 6 апреля 2021 г. № 399-ПП навигационное оборудование является 6 (ШЕСТЫМ !!!) обязательным, или это что-то из данного списка? Ну, а если пойти дальше и вольно пофантазировать, то можно представить, что завтра губернатор Санкт-Петербурга, мэр Ростова (Нижнего Новгорода, Урюпинска, - список можно продолжить) тоже захочет издать такое же Постановление\Приказ\... Каким по счету в списке обязательного к установке будет их навигационное оборудование?», - отметил Борейко.

По мнению эксперта, подобная «вольность» в определении требований к ключевым технологиям контроля движения автотранспорта чревата существенными юридическими рисками. В частности, получаемая таким образом «навигационная и телеметрическая информации о движении» автотранспорта будет юридически ничтожной, невозможной к применению в административном производстве (впрочем, это при условии главенства права, а не желаний отдельных персонажей). Кроме того, вместо создания условий для развития честной конкуренции и формирования цивилизованного автотранспортного рынка, предлагаемые меры формируют почву для очередного обременения отечественных перевозчиков навязанными услугами.

«К сожалению, вынуждены констатировать, что изначально отличная организационная и техническая идея в очередной раз попадает в прокрустово бюрократическое ложе, дискредитируя себя и создавая очередную техническую и юридическую «авгиеву конюшню», - заключил собеседник журнала.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~5Gjex
18.12.2025
Крупные ИТ-организации, получившие государственную аккредитацию и получающие льготы, должны заключить соглашение с вузами для совместной работы над образовательными программами для подготовки квалифицированных кадров в сфере ИТ.
11.12.2025
С 2021 года количество зарегистрированных патентов на изобретения и промобразцы в России выросло на 250 300 единиц, а 30 компаний-лидеров за это время получили 14 700 патентов (+16%). В топ-3 рейтинга самых наукоёмких компаний России вошли Ростех, Росатом и Роскосмос.
08.12.2025
Государственная Дума России приняла закон о технологическом сборе за импорт и производство электроники в третьем чтении, как сообщает «Интерфакс». Изменения внесены в закон «О промышленной политике в России».
08.12.2025
Президент России Владимир Путин поручил правительству разработать «дорожную карту» для долгосрочного развития добычи и производства редких и редкоземельных металлов. Это поручение было дано по итогам Восточного экономического форума и опубликовано на официальном сайте Кремля. Ответственным назначен премьер-министр России Михаил Мишустин.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.