Внедрение

Беспилотные автомобили, оказывается, не умны

5 Февраля 2024
Беспилотные автомобили, оказывается, не умны

Футуристы предсказывали беспилотные (и летающие) транспортные средства ещё десятилетия назад, часто в рамках научно-фантастических рассказов. Это заняло больше времени, чем ожидалось.

Автономные транспортные средства (например робо-такси) внедряются в различных странах за рубежом, и технология активно тестируется на местах. Австралийская национальная транспортная комиссия (NTC) опубликовала свой взгляд относительно того, какие изменения потребуются в дорожные законы, чтобы обеспечить соблюдение требований к использованию автономных транспортных средств (AV) на дорогах.

Принято считать, что существует 5 уровней автоматизации:

Уровень 1: Очень лёгкий, например, скорость регулируется круиз-контролем.

Уровень 2: Функции безопасности включают адаптивный круиз-контроль, антиблокировочную систему тормозов, систему стабилизации. Водитель следит за происходящим и может взять управление на себя в любой момент.

Уровень 3: Транспортное средство оснащено датчиками для обнаружения особенностей дороги и препятствий и может осуществлять большую часть вождения, однако водителю по-прежнему требуется контролировать и блокировать движение.

Уровень 4: Автомобиль полностью автоматизирован и способен работать на дорогах любого типа и в любых условиях. Присутствие водителя всё ещё возможно.

Уровень 5: Люди — всего лишь пассажиры, ничем не управляют. Зато не требуются водительские права и нет ограничения на употребление алкоголя.

Большинство новых транспортных средств уже находятся на уровне 2, а некоторые модели способны к беспилотному управлению 3-го уровня. Полноценные транспортные средства 4-го и 5-го уровней тестируются за океаном, например, робо-такси.

Автономные транспортные средства послушны на 100%, но они лишены интуиции и не становятся умнее с опытом, в отличие от людей.

Мы недооцениваем, насколько сложен наш человеческий разум, когда думаем, что запрограммировать машину, чтобы она сама ехала, — это просто. Мы интерпретируем тысячи мелочей во время вождения, адаптируемся и учимся на их основе.

Например, мы не нажимаем на тормоз, если большой жук влетает в лобовое стекло, но некоторые AV инициируют экстренную остановку в оживлённом движении, когда что-то пролетает через передний датчик, интерпретируя это как «возможное столкновение».

AV на данном этапе не являются самообучающимися машинами, и программистам приходится предугадывать все мыслимые обстоятельства и давать инструкции для автомобиля.

Когда AV выезжают на дороги без непосредственного присмотра, кто будет нести ответственность за несчастные случаи?

Если транспортное средство имеет уровень 5 и не имеет органов управления со стороны водителя, производитель транспортного средства и разработчик автономных систем должны будут нести ответственность за любые недостатки в своей системе, которые вызывают или способствуют аварии.

Однако, если это автономное транспортное средство 4-го уровня и «водитель» не вмешается вовсе или не вмешается достаточно быстро, чтобы избежать или свести к минимуму аварию, будет ли он нести ответственность, поскольку он может не смотреть на дорогу впереди?

Лицензированные водители почти наверняка будут нести ответственность за контроль безопасной эксплуатации и отключение любых средств помощи водителю для транспортных средств уровней 1–3.

Человек не собирается прекращать водить машину, но однажды оглянется назад и поймёт, что сделал это.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~5BW4w
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.