Беспилотные автомобили, оказывается, не умны

Футуристы предсказывали беспилотные (и летающие) транспортные средства ещё десятилетия назад, часто в рамках научно-фантастических рассказов. Это заняло больше времени, чем ожидалось.
Автономные транспортные средства (например робо-такси) внедряются в различных странах за рубежом, и технология активно тестируется на местах. Австралийская национальная транспортная комиссия (NTC) опубликовала свой взгляд относительно того, какие изменения потребуются в дорожные законы, чтобы обеспечить соблюдение требований к использованию автономных транспортных средств (AV) на дорогах.
Принято считать, что существует 5 уровней автоматизации:
Уровень 1: Очень лёгкий, например, скорость регулируется круиз-контролем.
Уровень 2: Функции безопасности включают адаптивный круиз-контроль, антиблокировочную систему тормозов, систему стабилизации. Водитель следит за происходящим и может взять управление на себя в любой момент.
Уровень 3: Транспортное средство оснащено датчиками для обнаружения особенностей дороги и препятствий и может осуществлять большую часть вождения, однако водителю по-прежнему требуется контролировать и блокировать движение.
Уровень 4: Автомобиль полностью автоматизирован и способен работать на дорогах любого типа и в любых условиях. Присутствие водителя всё ещё возможно.
Уровень 5: Люди — всего лишь пассажиры, ничем не управляют. Зато не требуются водительские права и нет ограничения на употребление алкоголя.
Большинство новых транспортных средств уже находятся на уровне 2, а некоторые модели способны к беспилотному управлению 3-го уровня. Полноценные транспортные средства 4-го и 5-го уровней тестируются за океаном, например, робо-такси.
Автономные транспортные средства послушны на 100%, но они лишены интуиции и не становятся умнее с опытом, в отличие от людей.
Мы недооцениваем, насколько сложен наш человеческий разум, когда думаем, что запрограммировать машину, чтобы она сама ехала, — это просто. Мы интерпретируем тысячи мелочей во время вождения, адаптируемся и учимся на их основе.
Например, мы не нажимаем на тормоз, если большой жук влетает в лобовое стекло, но некоторые AV инициируют экстренную остановку в оживлённом движении, когда что-то пролетает через передний датчик, интерпретируя это как «возможное столкновение».
AV на данном этапе не являются самообучающимися машинами, и программистам приходится предугадывать все мыслимые обстоятельства и давать инструкции для автомобиля.
Когда AV выезжают на дороги без непосредственного присмотра, кто будет нести ответственность за несчастные случаи?
Если транспортное средство имеет уровень 5 и не имеет органов управления со стороны водителя, производитель транспортного средства и разработчик автономных систем должны будут нести ответственность за любые недостатки в своей системе, которые вызывают или способствуют аварии.
Однако, если это автономное транспортное средство 4-го уровня и «водитель» не вмешается вовсе или не вмешается достаточно быстро, чтобы избежать или свести к минимуму аварию, будет ли он нести ответственность, поскольку он может не смотреть на дорогу впереди?
Лицензированные водители почти наверняка будут нести ответственность за контроль безопасной эксплуатации и отключение любых средств помощи водителю для транспортных средств уровней 1–3.
Человек не собирается прекращать водить машину, но однажды оглянется назад и поймёт, что сделал это.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал
По материалам открытых источников