Внедрение

Самоуправляемые автомобили не признают правила гуманности

8 Июня 2023
Самоуправляемые автомобили не признают правила гуманности

Вождение автомобиля подразумевает не только соблюдение правил дорожного движения.

Это социальная деятельность, включающая тонкое взаимодействие с другими водителями, велосипедистами и пешеходами, когда все стараются уклоняться от соприкосновения друг с другом — в идеале вежливо, иногда агрессивно.

Новое исследование предполагает, что одним из основных препятствий на пути беспилотных автомобилей является освоение этого сложного социального взаимодействия.

Вы едете по шоссе, и вдруг рядом с вами появляется транспортное средство, желающее перестроиться на вашу полосу со съезда. Вы меняете полосу движения, чтобы освободить место, притормаживаете, чтобы они могли проскользнуть впереди вас, или ускоряетесь и позволяете водителю позади вас справляться с этим?

Эти решения должны приниматься за секунды и зависят от многих переменных, таких как интенсивность движения, относительная скорость другого транспортного средства и даже настроение водителей.

В некоторые дни вы можете чувствовать себя более расслабленно и помахать ручкой другому водителю, в другой раз вы можете быть более агрессивным и менее вежливым. То же самое относится и к другим водителям на дороге, поэтому каждый постоянно оценивает манеру вождения других, используя такие сигналы, как язык тела и зрительный контакт.

Исследование, проведённое учёными из Копенгагенского университета, показало, что, хотя беспилотные автомобили успешно соблюдают правила дорожного движения, а их датчики позволяют им в целом избегать столкновений с другими транспортными средствами и пешеходами, они с трудом реагируют на тонкие сигналы, которыми обмениваются люди.

Учёные изучили 18 часов видеороликов на YouTube, представленных людьми, тестирующими беспилотные автомобили на заднем сиденье. Они обнаружили, что транспортным средствам было трудно решить, когда остановиться или когда кто-то остановился вместо них. Часто драйвер компьютера по умолчанию принимает решение об остановке, что может вызвать проблемы с трафиком, когда в этом нет необходимости.

Эта проблема автономных транспортных средств, задерживающих движение, проявилась в Сан-Франциско, где несколько компаний эксплуатируют беспилотные такси.

Как сообщает «Нью Йорк Таймс», автомобили, которые запутались и останавливаются без необходимости, создают проблемы для местного транспорта. Автобусы и транспортные средства на рельсах не могут объезжать транспортные средства, блокирующие проезжую часть, поэтому им приходится ждать, пока кто-то из компании – производителя беспилотных транспортных средств приедет и вручную переместит автомобиль. Это вызывает задержки и создаёт плохую репутацию транзита из-за ненадёжного обслуживания.

Статистика показывает, что многие аварии вызваны человеческими ошибками, такими как отвлечённое вождение, превышение скорости, алкоголь или усталость. Философия автономных транспортных средств заключается в том, чтобы исключить человеческий фактор и сделать транспорт более безопасным.

Это может быть правдой, когда все транспортные средства на дорогах будут беспилотные, но пока они делят дороги с водителями-людьми, неизбежно возникают конфликты.

Инженерам ещё предстоит пройти долгий путь, прежде чем автономные транспортные средства смогут справляться с человеческим фактором вождения и принимать правильные решения в нестандартных ситуациях. Тем временем водителям-людям придется набраться терпения и попытаться лучше понять образ мышления компьютера.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~4ekY3
21.07.2025
В ВШЭ создана база данных для оценки природно-климатических рисков и разработки мер адаптации. Она включает три компонента: базу данных опасных природных явлений (ОПЯ), базу климатических риск-профилей и базу адаптационных мероприятий.
18.07.2025
Успешная посадка «Тяньлун-2» — это не просто техническое достижение. Она показывает, что Китай активно развивается в космической отрасли.
15.07.2025
К весне 2026 года в России заработает система идентификации беспилотных летательных аппаратов, сообщил на встрече с Президентом РФ Андрей Никитин, исполняющий обязанности министра транспорта.
15.07.2025
В отсутствие чётких правил Европейский союз предложил Закон о космосе – комплекс мер, призванный сделать европейский космический сектор более чистым, безопасным и конкурентоспособным как на внутреннем, так и на международных рынках.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.