Военные США не знают, чья начинка в их оружии
Аудит закупок, проведённый Министерством обороны США, выявил, что ведомство не знает реального происхождения электронных компонентов, которые используются в критически важных системах. По документам, 95% этих компонентов производятся в США, но даже сами сотрудники Министерства обороны понимают, что это – туфта.
То есть в 95% случаев Пентагон приобретает необходимые ему компоненты у американских компаний, а не за рубежом. Однако страны происхождения составных частей этих компонентов, как правило, остаются неизвестными.
Более того, интерфейс Федеральной системы данных о закупках (Federal Procurement Data System; FPDS) не содержит полей для указания соответствующей информации при внесении сведений о проведённой закупке.
Эксперты проанализировали закупки микросхем, проведённые через FPDS в период с 2020 по 2024 год. В описании почти всех закупочных контрактов США указаны как страна производства чипа, так и страна происхождения. Однако, как отмечает The Register, это невозможно, поскольку большинство таких компонентов производится за пределами США, и руководству министерства это известно.
По оценке Пентагона, которую цитирует российский интернет-ресурс russianelectronics .ru, всех производимых микроэлектронных компонентов выпускается за рубежом — на Тайване, в Южной Корее и Китае. Сборка, упаковка и тестирование этих компонентов также осуществляются за пределами США в 98% случаев, отмечает GAO (Счётная палата США).
То есть существует вероятность того, что в некоторых образцах американской военной техники используется электроника, произведённая за границей. Однако поскольку происхождение электронных компонентов не отслеживается ни министерством, ни другими компетентными организациями, невозможно точно сказать, какие именно компоненты были использованы.
Согласно выводам GAO, многоцелевой истребитель пятого поколения F-35 Lightning II, разработанный Пентагоном, является одним из изделий, происхождение компонентов которого не отслеживается. Аудит закупок, связанных с проектом F-35, проведённый через FPDS, показал, что в 114 из 115 контрактов, заключённых Пентагоном, компоненты были поставлены из США. При этом оборонное ведомство признаёт, что не имеет информации о том, откуда именно поступают различные комплектующие, поставляемые субподрядчиками и становящиеся «американскими» после сборки.
В 2022 году Пентагон приостановил поставки F-35 после того, как производитель самолёта Lockheed Martin обнаружил, что магниты, входящие в состав реактивного двигателя летательного аппарата, были произведены в Китае. В ведомстве посчитали, что такая зависимость от импорта недопустима, поскольку в случае ограничения поставок материалов из Китая у производителя F-35 могут возникнуть проблемы с выполнением заказа. Как выяснилось впоследствии, опасения были не напрасными — в апреле 2025 года Китай действительно ограничил поставки семи ценных редкоземельных металлов.
В своём отчёте GAO признаёт, что Пентагон предпринял определённые шаги для контроля над цепочками поставок, но их эффективность вызывает сомнения.
Так, в рамках одного из проектов Минобороны США попросило поставщиков добровольно раскрыть информацию о происхождении компонентов приобретаемого изделия. Однако только 10% из них согласились предоставить эти данные. В рамках другой инициативы министерству удалось успешно систематизировать информацию о цепочках поставок компонентов при производстве систем вооружения, но, как отмечает GAO, нет гарантий, что эта схема будет использоваться в будущем.
Консультативный совет по оборонной промышленности США (Defense Business Board), являющийся частью Минобороны США, в январе 2025 года выпустил список рекомендаций по устранению рисков, связанных с отсутствием информации о цепочках поставок при закупках. Однако, по данным GAO, ведомство не начало их выполнять и всё ещё ожидает указаний от министра обороны Пита Хегсетта (Pete Hegseth), который, похоже, считает приоритетными другие задачи.
GAO напомнила Пентагону о том, что у ведомства есть эффективный инструмент для решения проблемы отслеживания цепочек поставок — достаточно просто включить в контракты обязательство поставщиков раскрывать информацию о происхождении поставляемых компонентов. Однако в Минобороны США не считают такой подход правильным и приводят различные аргументы в защиту своей позиции. Некоторые чиновники министерства полагают, что это приведёт к удорожанию контрактов, другие уверены, что поставщики не предоставят такую информацию.
По итогам аудита ведомству было рекомендовано наладить систему отслеживания происхождения компонентов, выполнить рекомендации Консультативного совета и начать требовать от поставщиков предоставления всей необходимой информации.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал
По материалам открытых источников