Создание Единой системы использования воздушного пространства потребует значительных затрат
Росавиация одобрила финансирование первого этапа разработки единой цифровой платформы для управления воздушным движением (ЕС ОрВД), включая пилотируемые и беспилотные авиационные системы (БАС). На этот проект до конца 2027 года планируется выделить около 10,4 млрд рублей. Об этом говорится в письме главы Росавиации Дмитрия Ядрова, направленном в Минтранс, Минпромторг и вице-премьеру, курирующему транспорт, Виталию Савельеву. Копия письма оказалась в распоряжении «Ведомостей», подлинность которой подтвердил источник, близкий к авиационным регуляторам.
В письме, которое цитирует издание сказано, что основой ЕС ОрВД станет Единая интегрированная система планирования использования воздушного пространства (ЕИС ПИВП). Этот проект включён в федеральный план «Развитие инфраструктуры БАС» национального проекта по беспилотной авиации. Однако в версии нацпроекта на конец 2024 года, на создание системы было предусмотрено лишь 4 млрд рублей до конца 2030 года, с финансированием, запланированным на 2027 год.
Техническое задание на первый этап – разработку ЕИС ПИВП – было согласовано без замечаний с ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» и Росавиацией. Планирование создания и внедрения системы разделено на два этапа: первый этап охватывает период с 2025 по 2027 годы, второй – с 2028 по 2030 годы. Во втором квартале 2025 года планировалось заключить контракт между ГК по ОрВД и «Алмаз-Антеем», который будет выступать единственным исполнителем проекта.
«В данный момент ведутся работы по заключению контракта, и в ближайшее время он будет подписан», – сообщил изданию заместитель генерального директора АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» Дмитрий Савицкий. Представитель Росавиации подтвердил, что ведомство и ГК по ОрВД продолжают работу над созданием ЕИС ПИВП, интегрированной с централизованной базой данных ЕС ОрВД. На данный момент согласовано техническое задание, и до конца третьего квартала планируется заключить контракт с «Алмаз-Антеем». По словам собеседника, новая система обеспечит бесконфликтное планирование полётов пилотируемых и беспилотных воздушных судов в едином воздушном пространстве, что повысит безопасность и расширит использование беспилотников.
Ранее представителям СМИ стало известно, что в восьми регионах будет создана инфраструктура для контроля за беспилотниками, что следует из закупок, объявленных с конца апреля по начало мая 2025 года.
По всем закупкам результаты были подведены почти сразу, и в качестве заказчика в договорах указана ГК по ОрВД, а генподрядчиком – «Алмаз-Антей». Общая сумма контрактов в восьми регионах составила 642 млн рублей. Регионы приобретали отдельные решения для экосистемы автоматического мониторинга воздушного пространства, чтобы дроны были видимы для пилотов самолётов и диспетчеров, как объяснил генеральный директор компании «Русдронопорт» Николай Ряшин.
Создание ЕИС ПИВП представляет сложность, так как это не локальная IT-система, а платформа, которая должна интегрировать планирование воздушного движения, базы данных и сервисы для пилотируемой и беспилотной авиации, отмечает директор компании «Беспилотный флот» Антон Блик. Основная трудность заключается не только в разработке IT-системы, но и в интеграции существующих разнородных баз данных, протоколов и регламентов использования воздушного пространства, соглашается генеральный директор компании «Сеть свободного сотрудничества», эксперт рынка НТИ «Аэронет» Иосиф Нургалиев. Это требует взаимодействия с действующими системами ОрВД, обеспечения высокой надёжности, резервирования и информационной безопасности, добавляет Блик.
Размер финансирования соответствует масштабу задачи, считает Блик. Сумма в 10,4 млрд рублей на первом этапе выглядит разумной для проектирования, разработки и пилотного внедрения, соглашается Нургалиев. Однако, как показывает практика, к 2027 году, вероятно, потребуется дополнительное финансирование, учитывая растущие требования к беспилотной авиации, предупреждает он.
Создание региональной инфраструктуры для контроля БПЛА является весьма капиталоёмким процессом, отмечает Нургалиев. Он включает не только покупку радиотехнических средств, сенсоров и серверного оборудования, но и возведение наземных опорных сетей, каналов связи и центров обработки данных. В рамках бюджета ЕИС ПИВП в 10,4 млрд рублей эти работы могут составить до 30–40%, если включить их в первый этап. При масштабировании на все регионы страны расходы значительно возрастут, прогнозирует он. По данным о закупках, стоимость отдельных комплексов может достигать сотен миллионов рублей на регион, отмечает Блик. В структуре бюджета ЕИС ПИВП это заметная доля, но основной объём средств будет направлен на разработку и внедрение центральной платформы, указывает он.