Тенденции развития автомобильного подключения

Динамичные тренды автомобильной связи и технологий участвуют в трансформировании автомобильной промышленности. Такие технологии, как искусственный интеллект (ИИ) и системы помощи водителю (ADAS) нового поколения, а также расширяющаяся инфраструктура V2X приближают отрасль к автономному вождению.
Клиенты, тем не менее, требуют большего от своей мобильности — улучшенной навигации, персонализированных автомобильных информационно-развлекательных систем (IVI), профилактического обслуживания и беспроводных обновлений (OTA).
Все эти возможности опираются на техническую основу, обеспечиваемую связью автомобилей друг с другом. Базовые технологии, обеспечивающие такую связь, пересекаются с повышением уровня автономии и электрификации транспортных средств. Тенденции усиливают друг друга, и трансформация отрасли происходит за счёт синергии между ними.
К 2030 году около 95% новых автомобилей, продаваемых по всему миру, будут подключены к сети – это по сравнению с 50% сегодня. Около 45% этих автомобилей будут иметь промежуточные и расширенные возможности подключения, включающие в себя такие функции, как доступ к личным профилям для цифровых услуг, экосистем и платформ, мультисенсорное взаимодействие для всех пассажиров и интеллектуальное принятие решений посредством беспрепятственной связи с окружающей средой.
Согласно данным некоторых исследований, только в США, где самый большой процент подключённых автомобилей, 91% новых автомобилей, проданных в 2020 году, были подключены к сети. Цифры для Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки составили 51% и 37% соответственно.
Связность, по сути, превращает автомобили в узлы Интернета вещей (IoT), так что, помимо обеспечения безопасности транспорта, автомобили всё чаще служат платформой для предоставления услуг. Именно здесь взаимозависимость между бортовой телематикой, которая соединяет автомобиль с внешним миром, и облачными сервисами и программным обеспечением намечает будущее подключённого автомобиля.
Мы вступили в эру программно-определяемых транспортных средств. Программно-определяемое транспортное средство — это термин, обозначающий переход отрасли от статического электромеханического продукта к обновляемому платформенному мобильному решению, в котором архитектура транспортного средства определяется программным обеспечением, а не аппаратным обеспечением.
Вот несколько примеров услуг, которые может предоставить полностью подключённое автомобильное программное обеспечение:
• Высокоавтоматизированная функциональность вождения;
• Усовершенствованные человеко-машинные интерфейсы (ЧМИ), такие как виртуальные помощники на основе ИИ;
• Расширенные услуги для водителей, такие как интеллектуальный доступ, проекционные дисплеи виртуальной реальности, предотвращение краж и отслеживание транспортных средств, экстренная помощь, навигация и другая информация о поездках;
• Персонализированная информационно-развлекательная система, которая движется вместе с вами;
• Информация о взаимодействии с клиентами, которая способствует улучшению, поддерживает цепочку создания стоимости;
• Телематика для управления сервисами прогнозирования и дополнительной оптимизации;
• Беспроводные обновления и исправления качества.
«Единицы» и «нули» цифрового мира резко увеличиваются по мере того, как программно-определяемое транспортное средство устремляется в будущее.
Автомобильная связь является фундаментом для автономных транспортных средств. Для высокоавтоматизированных транспортных средств требуется широкий спектр датчиков (LiDAR, RADAR, ультразвуковые датчики и датчики изображения), а также ряд подкомпонентов обработки — и все они требуют надёжного и бесшовного подключения для облегчения функциональности V2X.
Сегодня развёртываются сети 5G (и сразу за ними последуют 6G), которые обеспечивают широкое покрытие, скорость и низкую задержку, необходимые для этих ожидаемых достижений в области транспорта. Но транспортные средства по-прежнему должны иметь возможность оценивать базовые функции внутри автомобиля и работать с ними независимо от внешних подключений. Если связь с навигационной системой прерывается, транспортное средство всё равно должно иметь достаточно знаний, чтобы функционировать и понимать, где оно находится и что ему нужно.
Технология счисления пути дополняет традиционную навигацию GPS или ГНСС за счёт использования алгоритмов обработки навигационных данных (т.е. изменений расстояния, направления и высоты), когда спутниковый сигнал транспортного средства прерывается.
Образно говоря, подключённые автомобили едут по двум дорогам одновременно. В то время как один – физический и привязанный к земле, другой – невидим. Эта развивающаяся экосистема является областью технологий «транспортное средство для всего» (V2X).
Благодаря сложной телематике и другим протоколам подключения V2X позволяет транспортным средствам взаимодействовать друг с другом, а также с другими подключёнными элементами, составляющими инфраструктуру «умных городов», такими как умные светофоры, железнодорожные переезды и т.д. Будущее V2X позволит, по существу, всем участникам на дороге или рядом с ней сообщать о своем местоположении и траектории туда и обратно практически в режиме реального времени с помощью набора дополнительных коммуникационных услуг, включая сотовые технологии, технологии радиосвязи ближнего действия, системы вещания, а также а также дополнительные сетевые элементы, такие как беспилотные летательные аппараты и спутники.
Подключённые автомобили генерируют данные... много. Для обработки постоянно растущего объёма производимых данных электромобилям требуются высокопроизводительные процессоры и высокоскоростная сетевая связь для более эффективного и действенного их распределения. В результате архитектуры транспортных средств развиваются и становятся более централизованными, чтобы лучше справляться с растущей сложностью.
Транспортные средства включают в себя больше технологий, чем когда-либо прежде, предоставляя почти неограниченные возможности для персонализации взаимодействия с клиентами. Интеграция с цифровым стилем жизни человека становится всё более важной для клиентов наравне с предпочтениями в отношении внешнего вида автомобиля или факторами, связанными с механическими характеристиками, а то и более важной.
Ну и решение проблем кибербезопасности лежит в основе более разумного транспортного будущего и является общей целью всех участников экосистемы. Отраслевой анализ подчеркивает эту возможность: по прогнозам, к 2027 году автомобильная кибербезопасность вырастет до рынка с оборотом $2,7 млрд.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал