Статьи

В России продолжаются успешные испытания «лазерной ГЛОНАСС»

20 Июля 2018
В России продолжаются успешные испытания «лазерной ГЛОНАСС»

Бортовая аппаратура межспутниковой лазерной навигационно-связной системы (БА МЛНСС) предназначена для высокоточных лазерных измерений дальности и взаимного расхождения бортовых шкал времени, обмена эфемеридно-временной и другой информацией между космическими аппаратами глобальной навигационной системы (ГНС) ГЛОНАСС, на которых она устанавливается, а также между космическими аппаратами (КА) и наземными пунктами.

Основные принципы построения и возможность достижения заданных характеристик БА МЛНСС были продемонстрированы в космическом эксперименте на КА «Глонасс-М» №728 и 729, завершенном в 2011 г. Для его проведения были разработаны и изготовлены два комплекта экспериментальной аппаратуры МЛНСС.

Следующим этапом создания БА МЛНСС стало проведение упреждающей летной квалификации на КА «Глонасс-М». Под установку на КА «Глонасс-М» были доработаны комплекты БА МЛНСС-МК2, разработанной в рамках ОКР «Смерч – Л».

Конструктивно терминал выполнен в виде моноблока, который устанавливается на внешней (боковой) поверхности КА «Глонасс-М».

Основными элементами конструкции терминала является двухкоординатное опорно-поворотное устройство, на подвижной платформе которого установлены два полукомплекта блока оптических антенн. Блок оптических антенн включает два передающих и приемный объективы. Основанием ОПУ служит блок электроники, снаружи на боковой поверхности которого установлен блок волоконно-оптических гироскопов. Для крепления блока электроники к поверхности КА используются амортизаторы. С устройствами, расположенными на подвижных частях ОПУ, блок электроники соединяется электрическими и волоконно-оптическим кабелями. Подвижность кабельных линий при разворотах ОПУ обеспечивается их спиралевидной укладкой в специальных устройствах подачи.

Внешний вид лазерного терминала БА МЛНСС-МК2-01 (УЛК)

МЛНСС-МК- 01

Режим работы МЛНСС – сеансный. Выполнение сеанса включает вхождение в связь терминалов БА МЛНСС, расположенных на удаленных КА, и последующий обмен измерительными и информационными лазерными импульсными сигналами. Средняя частота следования импульсов - 10 кГц, длительность импульсов - 2,5 нс.

Для вхождения в связь каждый терминал последовательно выполняет следующие операции: наведение оптических антенн по целеуказаниям, обнаружение и захвата в автосопровождение сигнала маяка абонента. После установления связи по межспутниковому лазерному измерительно-связному каналу выполняются:

  • измерение дальности и взаимного расхождения шкал времени абонентов методом одномоментных встречных измерений;

  • обмен информационными сообщениями.

Расписание и программы проведения сеансов, состав информационных сообщений для обмена задаются из бортового информационно-вычислительного комплекса (БИВК) КА. Взаимодействующие КА могут находиться как в одной орбитальной плоскости, так и в разных. Также имеется возможность выполнения сеансов между бортовой аппаратурой МЛНСС и аппаратурой наземного измерительно- связного пункта (ЛНИСП).

Основные технические характеристики БА МЛНСС-МК2-01:

Характеристика изделия

Параметр

Дальность действия (межспутниковая)

от 500 до 50 000 км

Дальность действия (с ЛНИСП)

до 22 000 км

Время на выполнение сеанса взаимодействия:

(вхождение в связь с абонентом, выполнение измерения и обмен информацией)

не более 60 с

Вероятность вхождения в связь с абонентом

не менее 0,95

Угловая скорость линии визирования абонента

не более 30

Случайная погрешность измерения дальности, (2σ)

10 см, не более

Случайная погрешность определения относительного сдвига БШВ, (2σ)

1 нс, не более

Систематическая погрешность (аппаратурная) измерения дальности

3 см, не более

Систематическая погрешность (аппаратурная) определения относительного сдвига БШВ

0,3 нс, не более

Скорость цифрового потока передачи информации

40 кБит/с, не менее

Случайность погрешность определения ориентации приборной системы координат по результатам астроизмерений (σ)

10", не более

Зона перенацеливания ОЭТ

по углу вокруг оси ОУ

по углу вокруг оси ОZ

от - 85º до + 85º

от - 40º до + 85º

Угловая скорость перенацеливания

до 10°/с

Случайная погрешность сопровождения, (σ)

30'', не более

Допустимая погрешность программного наведения (σ)

не более 0,5°

К настоящему времени проведены 15 измерительных сеансов между БА МЛНСС, установленной на КА «Глонасс-М» № 752, и ЛНИСП. Получены следующие результаты:

• во всех сеансах было достигнуто вхождение в связь и выполнены результативные измерения.

• По результатам проведённых сеансов подтверждены:

• Высокая надёжность вхождения в связь - 15 успешных вхождений из 15 попыток.

• Достаточность энергетического потенциала канала пеленгации и измерительного канала.

• Получены:

• Экспериментальная оценка ошибки наведения по ЦУ – в пределах ±2,5 угл.мин.

• Оценка погрешности измерений:

  • Дальность 2σ˂8 см;

  • относительный сдвиг ШВ 2σ˂250 пс.

В настоящее время ведется подготовка к проведению сеансов межспутниковых измерений: КА «Глонасс-М» №752 – КА «Глонасс-М» №753.

Дмитриев Сергей Викторович, 

начальник научно-технического комплекса по созданию космических оптико-электронных комплексов и систем АО «НПК «СПП», кандидат технических наук

Источник: АО «НПК «СПП»
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~rUb1e
03.10.2022
Цифровая модель рельефа (ЦМР) — это разновидность трехмерных моделей местности, которая содержит данные только высотных показателей поверхности (без деревьев, домов и других объектов). В последние несколько лет ЦМР создаются после обработки снимков, полученных беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).
13.09.2022
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
13.09.2022
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.
13.09.2022
О возможных вопросах при проектированиии российско-китайской транспортной артерии в эксклюзивном интервью журналу «Вестник ГЛОНАСС», рассказал генеральный директор ООО «ИнтелТех» Александр Борейко. "С точки зрения государства, если мы говорим о том, что это государственная задача, должен быть решен вопрос по организации проектирования, создания, внедрения, организации и эксплуатации такой системы. На базе какой программной архитектуры, какой аппаратной платформы, в рамках каких структур это будет организовано, реализовано — отдельный вопрос. Существуют различные варианты и по организационной части, и по технической части. Ранее было проведено несколько раундов переговоров с Китайской канцелярией по спутниковой навигации и с Министерством транспорта КНР, с рядом китайских коммерческих структур. В настоящий момент определены базовые требования к навигационной связной аппаратуре, к протоколам обмена телематическими данными, функциональности этих систем. На основе тех наработок, которые имеются у нас и у китайской стороны такую систему можно создать в достаточно сжатые сроки".

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.