Американский космос переходит на голодный паёк
Примирением и лобызанием (виртуальным, конечно) закончилась ссора между Дональдом Трампом и Илоном Маском, от которой весь мир на некоторое время буквально встал на уши. Подоплёкой послужило значительное сокращение государственных программ США, в том числе субсидий на электромобили. Вслед за этим Трамп пригрозил перекрыть Маску бюджетный поток, благодаря которому тот стал «лучшим бизнесменом всех времён и народов». Газета The Washington Post поспешила оповестить читателей, что «NASA и Пентагон ищут альтернативу SpaceX».
Действительно, президент США пригрозил аннулировать федеральные контракты с компанией Маска — SpaceX. NASA полагается на ракету Falcon 9 этой компании для доставки экипажа и грузов на Международную космическую станцию. Агентство также рассчитывает использовать ракету Starship для отправки астронавтов на Луну, а там, глядишь, и на Марс.
Конкуренты, как водится, быстро подсуетились. Уже в марте в марте в Blue Origin приняли оперативное решение сменить стратегию для ракеты New Glenn и ускориться с большим апгрейдом, чтобы попасть в нишу Starship и альтернативы по SLS. Ракета будет трёхступенчатая, с 9 форсированными маршевыми двигателями и возможностью посадки на баржу. Грузоподъёмность – 100 тонн. Однако, по самым оптимистичным прогнозам, она будет готова не ранее 2030 года.
Параллельно с наездом на Маска готовится масштабное секвестирование космического бюджета США. Сорок космических проектов NASA, находящихся в разработке или уже запущенных, могут быть приостановлены.
«Неопределённость оказывает пугающее воздействие на программу пилотируемых полетов, — справедливо утверждает доктор Симеон Барбер из британского Открытого университета. — Поразительные заявления, внезапные решения и резкие повороты подрывают самые основы, на которых строятся наши амбиции. Космическая наука и исследования требуют долгосрочного планирования и сотрудничества между государством, компаниями и научными учреждениями».
Сокращения затронут все направления, кроме программы по отправке астронавтов на Марс, которая, напротив, получит дополнительное финансирование в размере $100 млн. По словам Кейси Дрейера, руководителя космической политики Planetary Society, эти сокращения представляют собой «самый серьёзный кризис в истории американской космической программы».
«Президент Трамп переориентирует NASA на две цели: посадить астронавтов на Луну раньше китайцев и установить американский флаг на Марсе, — заявляет доктор Адам Бейкер из Кранфилдского университета. — Всё остальное — второстепенно».
Сторонники реформ утверждают, что Белый дом впервые со времён программы «Аполлон» (1961 год) дал NASA чёткую цель — тогда целью было обогнать СССР в гонке на Луну. Критики NASA считают, что с тех пор агентство превратилось в раздутую, неэффективную бюрократическую структуру, которая регулярно превышает бюджеты миссий и тратит деньги налогоплательщиков впустую.
Одним из самых вопиющих примеров является ракета Space Launch System (SLS), предназначенная для возвращения американцев на Луну. Её разработка задерживается, а стоимость одного запуска составляет $4,1 млрд. «Дешевле сжигать горы денег керосином», — говорят критики. Для сравнения, запуск многоразовой ракеты Starship от SpaceX оценивается в $100 млн. Компания Blue Origin Джеффа Безоса обещает аналогичную экономию с ракетой New Glenn.
Как ожидалось, SLS будет выведена из эксплуатации согласно предложениям Белого дома, в надежде, что её заменят Starship и New Glenn. Однако последние три испытательных запуска Starship были неудачными, а Blue Origin только недавно начала тестировать свою лунную ракету.
«Есть опасения, что NASA может прыгнуть из огня да в полымя, — говорит доктор Барбер. – Разработка этих альтернатив финансируется Илоном Маском и Джеффом Безосом. Если они потеряют интерес или скажут, что им нужно больше денег, Конгрессу придется их выделить».
Еще большее беспокойство вызывает возможная потеря 40 миссий по исследованию других планет и мониторингу изменения климата на Земле из космоса, многие из которых реализуются в сотрудничестве с международными партнёрами.
Под угрозой оказались десятки планетарных миссий, уже находящихся в космосе, на которые уже потрачены основные средства, а предлагаемые сокращения касаются лишь их текущих расходов.
Также под угрозой два совместных проекта с Европейским космическим агентством (ESA): амбициозный план по доставке марсианских образцов, собранных ровером Perseverance, и миссия по отправке европейского ровера Rosalind Franklin на Марс в поисках следов жизни.
Профессор сэр Мартин Суитинг, глава британской компании Surrey Satellite Technology Ltd и соавтор доклада Королевского общества о будущем космоса, отметил, что хотя ситуация «неприятная», она может стать возможностью для Европы взять на себя большую ответственность за свою космическую программу.
Однако в краткосрочной перспективе для Европы больше минусов. Помимо возврата марсианских образцов и миссии с ровером, ESA рискует потерять доступ к МКС, если она будет свернута, а также финансирование NASA для её преемника — окололунной станции Lunar Gateway.
В недавно опубликованной стратегии ESA заявила, что «будет стремиться к созданию более автономных космических возможностей и продолжит оставаться надёжным, сильным и желанным партнёром для космических агентств со всего мира», подразумевая, что она будет двигаться в этом направлении с NASA или без него.
Сокращения, по словам доктора Бейкера, также затронут множество текущих и предлагаемых программ по наблюдению за Землей.
Бюджетные предложения ещё не одобрены Конгрессом. Представитель Planetary Society Кейси Дрейер сообщил Би-би-си, что многие республиканцы в частных беседах с лоббистами выразили готовность проголосовать против этих сокращений.
Однако существует высокая вероятность политического тупика, из-за которого бюджет так и не будет согласован. В этом случае, скорее всего, будет временно введен сокращённый бюджет, предложенный Белым домом, который затем будет трудно отменить, поскольку после остановки космических миссий их перезапуск становится крайне сложным, если вообще возможным.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал
По материалам открытых источников