Во власти

Минтрансу следует тщательнее подходить к вопросу идентификации беспилотных воздушных судов

15 Августа 2025

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Подготовленный проект направлен на предотвращение противоправных действий террористического характера с использованием беспилотных авиационных систем (БАС). В рамках проекта предлагается создать единую систему идентификации беспилотного транспорта на базе Государственной патрульной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

Как сообщает нам Telegram-канал «Воздушное законодательство», проект предусматривает требование об оснащении беспилотных воздушных судов оборудованием удалённой идентификации, которое будет передавать информацию о характеристиках воздушной трассы, высоте полёта и координатах местоположения в Систему на базе ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» через сети подвижной радиотелефонной или спутниковой связи.

Также проект вносит изменения в Правила наблюдения за беспилотными гражданскими воздушными судами, которые предусматривают необходимость идентификации беспилотных воздушных судов с максимальной взлётной массой более 0,25 кг при постановке их на государственный учёт.

Замечания и предложения по проекту можно направить разработчику и ссылку на сайт в период проведения общественных обсуждений с 11 по 26 августа 2025 года.

Тем не менее, как было указано в Telegram-канале «Воздушное законодательство», у экспертов есть обоснованные сомнения относительно качества и компетентности подготовки проекта постановления, а также эффективности использования ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». В процессе обсуждения проекта, предложенного Министерством транспорта, необходимо будет дать ответы на ряд актуальных вопросов:

1. Как обеспечить передачу необходимой информации через подвижную радиотелефонную связь, которая охватывает лишь 6% территории страны, особенно на высоте более 500 метров?

2. Как быть в случае частых отключений Интернета?

3. Какую спутниковую связь можно использовать в судебном разбирательстве на территории Российской Федерации и сколько это будет стоить?

4. Как использовать данные ГЛОНАСС или другой глобальной навигационной спутниковой системы в условиях массового спуфинга и подавления сигналов ГНСС (Глобальные навигационные спутниковые системы)?

5. Будет ли система эффективна в предотвращении реальных правонарушений, если её можно отключить, изолировать или снабдить извлечёнными данными?

6. Почему бы не передавать данные о месте размещения БВС (Беспилотное воздушное судно) непосредственно в органы ЕС ОрВД (Единая система организации воздушного движения Российской Федерации), а не через ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», которая, как показала практика применения наземного транспорта, не всегда работает безупречно?

7. Как обеспечить соответствие оборудования ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» и бортового оборудования БВС, особенно иностранного производства?

«Эти и многие другие нерешённые вопросы, которые были заданы представителями различных областей и военными специалистами, пока не удостоились ответа...

В целом, проект выглядит как ещё одна – для галочки – мера по обеспечению безопасности. Однако возникает ощущение, что о работоспособности и эффективности этой меры никто не задумался.

Может быть, стоит ограничиться уже существующими мерами?»

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~a9EMA
08.09.2025
До конца августа Сбербанк должен сделать срез состояния дел в авиационной промышленности и вместе с ОАК (Объединённая авиастроительная корпорация) представить новую модель управления, а также финансирования отрасли. Как сообщает сетевое издание «БИЗНЕС Online», такими были решения стратегической сессии по развитию авиапрома, которую провёл премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Эксперты говорят, что, похоже, недовольство положением дел в отрасли достигло предела.
01.09.2025
Правительство утвердило план мероприятий для реализации Концепции государственной системы противодействия преступлениям в сфере информационно-коммуникационных технологий. Распоряжение уже подписано.
26.08.2025
В 2024 году студенческие конструкторские бюро (СКБ) в России, которых насчитывается 529 и которые расположены в 78 регионах страны, привлекли к сотрудничеству более тысячи индустриальных компаний. Это вдвое больше, чем в предыдущем году.
20.08.2025
В сфере создания правовой базы для применения беспилотных авиационных систем Россия занимает лидирующие позиции, опережая США и Китай по ряду решений. Об этом сообщил заместитель председателя правительства Виталий Савельев во время посещения площадки проектно-образовательного интенсива «Архипелаг-2025», который проходит в рамках международного форума «Беспилотные системы: технологии будущего».

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.