Андрей Никитин: Россия в тройке стран – лидеров по развитию беспилотного транспорта
Андрей Никитин, недавно назначенный министром транспорта РФ, в интервью журналу «Эксперт», обрисовал перспективы и расставил приоритеты работы своего министерства.
— Давайте начнем с тех задач, которые поставил председатель правительства в июле 2025 года. Первое — разработать закон о транспортной политике, в котором должно быть чётко прописано, что такое единая транспортная система. Второе — обновить транспортную стратегию, горизонт которой мы планируем расширить до 2050 года. Утвердить её планируется до декабря 2026 года. Стратегия, разработанная в 2021 году, неплохо отражает технологические тренды, но не учитывает изменения, произошедшие после начала СВО.
…Мы не можем развивать разные виды транспорта по отдельности и без увязки с развитием смежных отраслей: промышленности, сельского хозяйства, энергетики и т.д. Транспорт — это мощнейший драйвер развития инноваций и экономического роста. И каждая веха в истории была связана с техническим прогрессом в транспортной сфере. Поэтому транспорт — это инфраструктурный каркас для национального развития.
…Мы ставим в приоритет развитие наиболее перспективных транспортных коридоров, которые позволят выходить на новые для наших экспортеров быстрорастущие рынки Юго-Восточной Азии и Африки. Эта работа носит комплексный и стратегический характер в рамках реализации национальных проектов. Речь идет о создании принципиально новой транспортной географии, где Россия выступает ключевым логистическим мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом. Транзит через Россию должен быть удобен.
…Хочу отметить: есть одно общее недопонимание про беспилотный транспорт — сложился миф, что это какой-то отдельный вид транспорта. Это не так. Это все то же движение по воде, реке, морю, дороге, в котором постоянно растёт степень автономности. Мы поддерживаем этот тренд. Сейчас Минтранс и правительство Москвы совместно работают над федеральным законом, который создаст правовую основу для внедрения беспилотных технологий в транспортной сфере.
Ровер-курьер в это регулирование не попадёт — он движется как пешеход. А вот трамвай, грузовик, беспилотное такси попадут. Но мы должны убедиться в безопасности этого движения. Мой прогноз: в ближайшие три-четыре года беспилотное движение в России не выйдет за пределы «коридоров». В этом смысле трасса М-11 ничем не отличается от трамвайных городских рельсов. М-11 даже гораздо более защищённый «коридор» для высокоавтоматизированных транспортных средств, потому что её не пересекают пешеходы. Мы не гонимся за модой и не стремимся к быстрому внедрению новых технологий любой ценой. Главный приоритет — безопасность пассажиров.
Следующий виток внедрения «беспилотия» — это сфера жилищно-коммунального хозяйства. В Москве уже по паркам ездят беспилотные уборщики. Большое развитие получат агродроны. Мы с Минсельхозом совместно формируем спрос на них. Как только появился чёткий запрос, появилась бизнес-модель применения, появилась экономика — коллеги сформулировали к нам требования, и мы эти требования сейчас вносим в воздушную регуляторику. С ГТЛК ведём переговоры о расширении программы закупок беспилотного транспорта: помимо беспилотных воздушных судов, в фокусе внимания теперь находится и беспилотный автомобильный транспорт.
…Мы следим тестированием авиадоставки продуктов в дронопорты в Нижнем Новгороде. Но спрос оценить пока не готов. Могу сказать, что по роверам «Яндекса», например, доставка находится около точки экономической окупаемости. Спрос, очевидно, будет.
…Мы входим в тройку стран – лидеров по развитию беспилотного транспорта. По отдельным технологиям мы первые, по другим — третьи. В целом идём хорошими темпами. В топ-3 стран также входят Китай и США. Объединённые Арабские Эмираты тоже активно врываются в эту историю.
…Развитие транспортных связей — это ключевая тема в международной повестке. Она позволяет укреплять экономику, развивать культурные связи, туризм и деловую активность. Наше международное сотрудничество не прекращалось ни в какие моменты и осуществляется на постоянной основе в самых различных форматах и уровнях. Мы наблюдаем постоянное наличие транспортной повестки в переговорах высшего уровня.
…России есть что предложить партнерам. Помимо собственно транспортного сообщения обсуждаем вопросы транспортного образования, городской мобильности, транспортной безопасности. Отдельно выделю цифровую повестку: мы выступаем одними из лидеров по целому ряду направлений. Это находит отражение и в практических решениях — отмечу принятые решения на уровне ЕАЭС о концепции по совершенствованию взаимодействия интеллектуальных транспортных систем, на уровне СНГ — стратегию цифровизации основных мультимодальных транспортных коридоров.
…Уровень цифровизации в транспортной отрасли сегодня один из самых высоких в экономике России. И в следующем году нас ждут действительно революционные изменения. Хороший пример динамики — электронные перевозочные документы: проект стартовал всего три года назад, а через систему уже оформили около 25 млн документов.
Ключевой драйвер — создание Национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Сейчас электронная транспортная накладная применяется добровольно, но с 1 сентября 2026 года цифровой формат станет обязательным через платформу «Гослог». Это станет точкой невозврата, после которой бумажные документы уйдут в прошлое. Экономический эффект значительный: вместо бумажной накладной за 700 руб. будет электронный документ за 15 руб.
