Во власти

Александр Новак обсудил энергоснабжение центров обработки данных

13 Ноября 2025

Заместитель Председателя Правительства России Александр Новак провёл совещание по вопросам энергоснабжения центров обработки данных (ЦОД), которые требуют всё больше энергии. В обсуждении приняли участие представители Министерства энергетики, Министерства экономического развития, Министерства цифрового развития, профильных департаментов Правительства, аналитических центров и технологических компаний.

Ключевым вопросом встречи стало обеспечение ЦОД энергоресурсами для работы систем ИИ. Работа ведётся в рамках поручения Президента России.

Новак подчеркнул, что ЦОД играют важную роль в развитии экономики и укреплении технологического суверенитета страны. Он отметил, что расширение инфраструктуры ЦОД способствует увеличению производительности информационных систем, повышению их надёжности, оптимизации использования ресурсов и улучшению энергоэффективности.

Как сообщает правительственный сайт, по данным Министерства цифрового развития и Аналитического центра, к 2030 году энергопотребление центров обработки данных в России возрастёт минимум в 2,5 раза, увеличившись с 1 ГВт до 2,5 ГВт. Цифровые технологии находятся в лидерах по росту потребления энергии во всем мире, в том числе в России.

В ходе совещания участники обсудили меры, необходимые для эффективного обеспечения ИИ энергоресурсами. Было отмечено, что важно не упустить развитие данного сектора и не получить тех же проблем, которые сегодня возникли с майнингом.

«По экспертным оценкам, сегодня потребности в электроэнергии одного ЦОД мощностью 100 мегаватт сопоставимы с потреблением 100 тысяч домохозяйств. ЦОДы входят в пятёрку лидеров по росту энергопотребления и, вероятно, внесут больший вклад в рост спроса на электроэнергию, как в России, так и в мире, чем тяжёлая промышленность или теплоснабжение», - прокомментировал изданию Mashnews заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич.

По итогам встречи было решено создать рабочую группу под руководством Министерства энергетики. В её состав войдут представители энергетических и технологических компаний, а также органов государственной власти. Группа изучит различные предложения и варианты, направленные на обеспечение ЦОД необходимой энергией для функционирования систем ИИ. В частности, будут рассмотрены возможности использования существующих энергетических мощностей и возможности создания новых объектов инфраструктуры в сотрудничестве с технологическими компаниями.

Единого мнения о том, какое сырьё использовать для питания дата-центров, пока нет. В июне на ПМЭФ-2025 глава Минвостокразвития России Алексей Чекунков назвал перспективным применение газа. Первый заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин на том же форуме призвал взять уголь вместо дорогого «голубого топлива» для создания дополнительных вычислительных мощностей – и заодно помочь терпящей бедствие угольной индустрии.

Есть и другие источники. Так, Сбер строит крупнейший в Европе ЦОД в Саратовской области, опираясь на возможности Балаковской атомной электростанции. Компания Cloud X (входит в Эн+) готовится возвести сразу три дата-центра под Иркутском на энергии Усть-Илимской ГЭС. Но основной «выбор» сегодня стоит между углем и газом – как наиболее дешёвыми ресурсами, которые частично остаются невостребованными из-за давления санкций.

В июле 2025 года ГосДума приняла закон № 244-ФЗ, согласно которому с 1 марта 2026 года в федеральный закон «О связи» вводится официальное определение Центра обработки данных. Закон разрешает строительство ЦОД на основе концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнёрстве (ГЧП), однако запрещает размещение в них оборудования для майнинга.

Согласно новому закону, ЦОД представляет собой совокупность зданий, их частей или помещений, объединённых единым назначением. В состав ЦОД входит комплекс инженерно-технических систем, спроектированных и используемых для размещения оборудования, предназначенного для обработки и (или) хранения данных.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~RovR4
06.11.2025
Минпромторг РФ планирует усилить контроль за госзакупками радиоэлектроники, чтобы предотвратить обход запрета на импортные товары. Ведомство предлагает не допускать объединения в один лот российских и зарубежных изделий, а также вводит нововведение — понятие «комплект». Это нововведение направлено на борьбу с практиками, при которых игнорируются требования к локализации продукции.
28.10.2025
На совещании, которое провёл заместитель председателя Правительства РФ Виталий Савельев, был утверждён план мероприятий, направленных на создание условий для использования высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) 5-го уровня автоматизации на территории РФ.
23.10.2025
В Национальном плане развития конкуренции на 2026-2030 годы, утверждённом председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным, предусмотрены меры по повышению экономической эффективности, борьбе с картельными сговорами и обеспечению равного доступа к закупкам для государственных нужд.
17.10.2025
Необходимо более интенсивное взаимодействие между образовательными организациями, научными институтами и бизнес-средой. Особенно это касается малых инновационных компаний. Такой подход позволит улучшить уровень коммерциализации изобретений, который пока недостаточно высок.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.