Технологии

«Зеленое» ракетное топливо позволит создать спутники с длительным рабочим ресурсом

4 Июня 2019
«Зеленое» ракетное топливо позволит создать спутники с длительным рабочим ресурсом

Использование «зеленого» ракетного топлива в перспективных космических аппаратах позволит продлить рабочий ресурс таких аппаратов до 15 лет. Об этом сообщил журналу «Вестник ГЛОНАСС» начальник лаборатории ФГУП РНЦ «Прикладная химия» Николай Прохоров.

«Сейчас у нас новая разработка – «зеленое» топливо на основе метанола, которое позволяет уйти от токсичности. Оно не хуже гидрозина по энергетике и значительно более щадящее в отношении токсикологии», - сказал он.

По словам ученого, использование такого топлива возможно в малых космических аппаратах для дальнего космоса, где невозможно использовать гептил (несимметричный диметилгидразин (НДМГ, гептил, 1,1-диметилгидразин) (CH3)2N2H2 — компонент высококипящего (имеющего температуру кипения выше 0 °C) ракетного топлива). В качестве окислителя для НДМГ часто применяется азотный тетраоксид (АТ). «Речь идет о малых спутниках для дальнего космоса и с огромными ресурсами – до 15 лет», - отметил Прохоров.

Однако, по его словам, у «зеленого» топлива есть одно отрицательное свойство. «Все эти зеленые композиции довольно высокотемпературные, сложно создать катализатор с большим импульсом», - пояснил ученый.

Представитель ФГУП РНЦ «Прикладная химия» также рассказал, что среди перспективных двигателей, создание которых прорабатывается сегодня в России, можно говорить о создании двигателей на жидком метане.

По его словам, сейчас сложилось экспертное мнение, что для осуществления миссий, особенно пилотируемых, в дальний космос требуется создание возвращаемой ракеты сверхтяжелого класса, первая ступень которой, по мнению экспертов, должна работать метановом топливе.

Однако, создание данного ракетного двигателя сталкивается с проблемой отсутствия производства жидкого метана. «Пока производства жидкого метана как ракетного горючего в России нет», - сказал Прохоров.

Ученый уточнил, что все технологии по производству жидкого метана известны, наладить его производство можно в разумные сроки.

В частности частная компания SpaceX разрабатывает свой перспективный двигатель Raptor на жидком метана и кислороде.

В 2018 году гендиректор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов также сообщал, что стендовые испытания опытного образца российского метанового ракетного двигателя должны пройти в конце 2019 - начале 2020 года


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~PtFDM
29.05.2025
Первый в мире прямой широкополосный видеозвонок со спутника 5G на смартфон, проведённый учёными из Китая, поднял новые вопросы об эффективности ограничений США в отношении таких приложений, как TikTok.
28.05.2025
Как сообщили в Южно-Уральском государственном университете, этот контроллер позволяет устанавливать различные процессоры и периферийные устройства в зависимости от потребностей. При этом все компоненты остаются совместимыми и работают в единой системе управления.
26.05.2025
Пока все космические системы и услуги PNT финансировались, принадлежали и эксплуатировались исключительно мировыми правительствами со значительными бюджетами, длительными графиками и публичными документами по контролю интерфейса (ICD).
23.05.2025
В мире активно разрабатываются технологии, которые позволят создавать процессоры следующего поколения. В частности, учёные из России работают над созданием квантовых процессоров с тысячами кубитов, которые могут стать основой для практически полезных гибридных суперкомпьютеров.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.