Защита от «спуфинга» станет одной из задач дальнейшего развития системы ГЛОНАСС
В настоящее время перед российской навигационной системой ГЛОНАСС, как и перед другими ГНСС, стоит задача по повышению защищенности сигнала. В частности, более защищенный сигнал будет применен на перспективном спутнике «Глонасс-К2», первый пуск которого запланирован на конец 2019 начало 2020 года.
Источник в ракетно-космической отрасли сообщил журналу «Вестник ГЛОНАСС», что задача по повышению защищенности сигнала обозначена в разрабатываемой сейчас Федеральной целевой программе (ФЦП) развития навигационной системы ГЛОНАСС на период 2021-2030 годов.
Когда говорят о «спуфинге», то речь идет об имитационных помехах, пояснил журналу начальник аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС Алексей Муравьев.
По его словам, в отличие от заградительных помех, блокирующих приемные тракты за счет высокой мощности излучения так называемых «джаммеров», имитационные помехи должны иметь сложную структуру, в точности повторяющую реальные сигналы, но с теми или иными внесенными изменениями. Именно эти изменения, не распознаваемые приемной аппаратурой, и заставляют навигационные процессоры выдавать ложные данные о местоположении объектов навигации. Такие помехи еще называют интеллектуальными.
Как сообщил эксперт, случаев применения этих помех немало, что говорит о серьезности данной проблемы. При этом, точной статистики, откуда они берутся нет ни в России, ни за рубежом. Известные случаи постановок помех ГНСС в особых регионах, например, в зонах вооруженных конфликтов, есть предположения о деятельности криминальных структур.
Вопросы надежности навигационного обеспечения в деятельности разработчиков и провайдеров ГНСС пользуются в настоящее время наивысшим приоритетом. Так Европейское агентство по ГНСС (GSA) в рамках проекта STRIKE3 (Standardisation of GNSS threat reporting and receiver testing through international knowledge exchange, experimentation and exploitation - Стандартизация угроз ГНСС и тестирования приемников с помощью международного обмена знаниями, экспериментов и эксплуатации) предоставило отчет, в котором отражены наблюдения за период в 18 месяцев в 2016-2017 гг. По данным агентства за это время было выявлено более 160 000 случаев сбоев в работе ГНСС на территории 14 стран Европейского Союза. Какие из этих случаев следует отнести к категории технических сбоев или внешних вмешательств, а тем более, вмешательств с использованием имитационных помех, точно не указанно.
«В международной практике сейчас нет четкой методической базы по отнесению тех или иных событий к соответствующему классу. Во многих случаях имеющихся средств мониторинга не достаточно для того, чтобы установить причины сбоев и отказов навигационных приемников. Эти обстоятельства выступают в качестве серьезных факторов, сдерживающих бурное развитие спутниковой навигации. Безусловно, эти обстоятельства являются также питательной средой для необоснованных слухов и инсинуаций», - отметил Муравьев.
Как подчеркнул эксперт, в настоящее время сигналы ГЛОНАСС общего пользования сами по себе не имеют эффективной защиты от имитационных воздействий. От этого складываются ситуации с потерей синхронизации в сетях мобильной связи.
«На уровне приемной аппаратуры в этих целях можно использовать комплексирование с инерциальными приборами, а также адаптивные фазированные решетки, способные формировать диаграммы направленности, практически удаляющие помехи с направлений, не предусмотренных конфигурацией навигационных космических аппаратов. Однако для многих бытовых приемников это дорогие и не удобные по габаритам и энергопотреблению варианты. Но в критичных отраслях экономики их применение оправдано», - сказал собеседник журнала.
Что же касается обычных потребителей, собственников смартфонов, им остается дожидаться ввода в систему спутников «Глонасс-К2». В перспективе помехозащищенность навигационных полей ГНСС, в том числе, и ГЛОНАСС, будет повышена за счет введения новых, более защищенных сигналов и широкого глобального использования функциональных дополнений ГНСС.
Кроме того, существует и еще одно перспективное направление повышения надежности навигационного обеспечения -- формирования единой международной системы мониторинга условий навигации. «Основой для этой системы могла бы стать существующая уже довольно широкая практика мониторинга целостности. На национальных и на международном уровнях сформированы соответствующие стандарты, создана значительная инфраструктура средств мониторинга, состоящая из региональных сетей, а также систем, образованных в рамках международных организаций. Речь идет в первую очередь о таких системах, как GBAS, SBAS, конкретно: WAAS, EGNOS, СДКМ, - а также, например, о коммерческих StarFire и OmniSTAR, национальных SWEPOS и SAPOS, общеевропейской EUPOS и, конечно, о глобальной IGS», - рассказал Муравьев.
В рамках указанных систем набираются и анализируются большие объемы статистических данных, апробируются новые навигационные технологии.
В завершении эксперт отметил, что по данному направлению необходимо провести соответствующие исследования, которые позволят построить систему оповещения потребителей оперативной информацией о качестве навигационных полей и надежности координатно-временного и навигационного обеспечения.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam