Технологии

Защита от «спуфинга» станет одной из задач дальнейшего развития системы ГЛОНАСС

8 Июня 2019
Защита от «спуфинга» станет одной из задач дальнейшего развития системы ГЛОНАСС

В настоящее время перед российской навигационной системой ГЛОНАСС, как и перед другими ГНСС, стоит задача по повышению защищенности сигнала. В частности, более защищенный сигнал будет применен на перспективном спутнике «Глонасс-К2», первый пуск которого запланирован на конец 2019 начало 2020 года.

Источник в ракетно-космической отрасли сообщил журналу «Вестник ГЛОНАСС», что задача по повышению защищенности сигнала обозначена в разрабатываемой сейчас Федеральной целевой программе (ФЦП) развития навигационной системы ГЛОНАСС на период 2021-2030 годов.

Когда говорят о «спуфинге», то речь идет об имитационных помехах, пояснил журналу начальник аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС Алексей Муравьев.

По его словам, в отличие от заградительных помех, блокирующих приемные тракты за счет высокой мощности излучения так называемых «джаммеров», имитационные помехи должны иметь сложную структуру, в точности повторяющую реальные сигналы, но с теми или иными внесенными изменениями. Именно эти изменения, не распознаваемые приемной аппаратурой, и заставляют навигационные процессоры выдавать ложные данные о местоположении объектов навигации. Такие помехи еще называют интеллектуальными.

Как сообщил эксперт, случаев применения этих помех немало, что говорит о серьезности данной проблемы. При этом, точной статистики, откуда они берутся нет ни в России, ни за рубежом. Известные случаи постановок помех ГНСС в особых регионах, например, в зонах вооруженных конфликтов, есть предположения о деятельности криминальных структур.

Вопросы надежности навигационного обеспечения в деятельности разработчиков и провайдеров ГНСС пользуются в настоящее время наивысшим приоритетом. Так Европейское агентство по ГНСС (GSA) в рамках проекта STRIKE3 (Standardisation of GNSS threat reporting and receiver testing through international knowledge exchange, experimentation and exploitation - Стандартизация угроз ГНСС и тестирования приемников с помощью международного обмена знаниями, экспериментов и эксплуатации) предоставило отчет, в котором отражены наблюдения за период в 18 месяцев в 2016-2017 гг. По данным агентства за это время было выявлено более 160 000 случаев сбоев в работе ГНСС на территории 14 стран Европейского Союза. Какие из этих случаев следует отнести к категории технических сбоев или внешних вмешательств, а тем более, вмешательств с использованием имитационных помех, точно не указанно.

«В международной практике сейчас нет четкой методической базы по отнесению тех или иных событий к соответствующему классу. Во многих случаях имеющихся средств мониторинга не достаточно для того, чтобы установить причины сбоев и отказов навигационных приемников. Эти обстоятельства выступают в качестве серьезных факторов, сдерживающих бурное развитие спутниковой навигации. Безусловно, эти обстоятельства являются также питательной средой для необоснованных слухов и инсинуаций», - отметил Муравьев.

Как подчеркнул эксперт, в настоящее время сигналы ГЛОНАСС общего пользования сами по себе не имеют эффективной защиты от имитационных воздействий. От этого складываются ситуации с потерей синхронизации в сетях мобильной связи.

«На уровне приемной аппаратуры в этих целях можно использовать комплексирование с инерциальными приборами, а также адаптивные фазированные решетки, способные формировать диаграммы направленности, практически удаляющие помехи с направлений, не предусмотренных конфигурацией навигационных космических аппаратов. Однако для многих бытовых приемников это дорогие и не удобные по габаритам и энергопотреблению варианты. Но в критичных отраслях экономики их применение оправдано», - сказал собеседник журнала.

Что же касается обычных потребителей, собственников смартфонов, им остается дожидаться ввода в систему спутников «Глонасс-К2». В перспективе помехозащищенность навигационных полей ГНСС, в том числе, и ГЛОНАСС, будет повышена за счет введения новых, более защищенных сигналов и широкого глобального использования функциональных дополнений ГНСС.

Кроме того, существует и еще одно перспективное направление повышения надежности навигационного обеспечения -- формирования единой международной системы мониторинга условий навигации. «Основой для этой системы могла бы стать существующая уже довольно широкая практика мониторинга целостности. На национальных и на международном уровнях сформированы соответствующие стандарты, создана значительная инфраструктура средств мониторинга, состоящая из региональных сетей, а также систем, образованных в рамках международных организаций. Речь идет в первую очередь о таких системах, как GBAS, SBAS, конкретно: WAAS, EGNOS, СДКМ, - а также, например, о коммерческих StarFire и OmniSTAR, национальных SWEPOS и SAPOS, общеевропейской EUPOS и, конечно, о глобальной IGS», - рассказал Муравьев.

В рамках указанных систем набираются и анализируются большие объемы статистических данных, апробируются новые навигационные технологии.

В завершении эксперт отметил, что по данному направлению необходимо провести соответствующие исследования, которые позволят построить систему оповещения потребителей оперативной информацией о качестве навигационных полей и надежности координатно-временного и навигационного обеспечения.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Источник: АО «КБ НАВИС»
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~Whv9T
20.03.2024
Сотрудники Научно-исследовательского института прикладной механики и электродинамики (НИИ ПМЭ) МАИ разработали высокочастностный ионный двигатель с электродами из углерод-углеродного композиционного материала. Новинку предполагается использовать в низкоорбитальных малы спутниках навигации, связи и дистанционного зондирования Земли.
18.03.2024
Холдинг «Росэлектроника» начал выпуск линейки электронных и электротехнических модулей управления для легких дронов, наземных, подводных и надводных беспилотников. Об этом сообщает Ростех.
15.03.2024
Ученые Сибирского федерального университета разработали высокоточную систему на базе ГЛОНАСС для мониторинга опасных объектов инфраструктуры, сообщили в пресс-службе университета.
14.03.2024
Картограф из компании «Яндекс» Анна Ананьева опубликовала исследование «Навигация в Арктике. Спутниковые стратегии повышения безопасности на море».

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.