Западные эксперты считают, что отсутствие ГНСС убьёт современную цивилизацию

Летательные аппараты, автомобили, грузовики, поезда и корабли полагаются на ГНСС для получения данных о местоположении, в то время как временные сигналы ГНСС поддерживают сотовую связь и финансовые транзакции.
В отчёте Национального института стандартов и технологий США за 2019 год говорится, что потеря GPS будет стоить экономике США $1 млрд день или $1,5 млрд в посевной сезон – с апреля по май. Сейчас затраты могут оказаться ещё выше из-за резкого роста числа потребительских решений, а также услуг по распределению поездок и доставке на основе местоположения.
GPS (ГНСС США), ГЛОНАСС (ГНСС РФ), Galileo (ГНСС ЕС), и Beidou (ГНСС КНР) – играют жизненно важную роль во множестве видов экономической деятельности. NavIC Индии и QZSS Японии также важны в своих регионах.
Многие инфраструктурные сети по-прежнему полагаются на устаревшие приёмники только для GPS. Хотя приёмники с несколькими созвездиями становятся нормой для обеспечения непрерывности и точности ГНСС. Поскольку эти приёмники принимают сигналы от любого доступного спутника, независимо от созвездия, они теоретически должны обеспечивать непрерывность обслуживания в случае потери GPS. Однако, поскольку они в основном полагаются на GPS, не ясно, как они будут себя вести, если GPS будет потерян на несколько часов.
На сегодняшний день сбои в работе ГНСС если и происходят, то продолжаются менее одного дня, но возможны и более длительные поломки.
Отключение отдельных спутников ГНСС является обычным явлением, кроме того, системы часто подвергаются локальным помехам и спуфингу. В 2016 году оборудование для измерения времени, зависящее от GPS, показало ошибки после вывода из эксплуатации старого спутника. Несоответствие в 13 микросекунд на несколько часов повлияло на работу полиции и оборудования аварийной связи в некоторых частях Северной Америки и вызвало аномалии в электросетях.
Спутники ГНСС полагаются на атомные часы для синхронизации сигналов, что позволяет пользователям определять время с точностью до наносекунды. В результате банки полагаются на GPS, чтобы сообщить точное время финансовых транзакций, а вышки сотовой связи используют его для синхронизации сетевых узлов.
Исследование 2017 года, проведённое по заказу Innovate UK, Космического агентства Великобритании и Королевского института навигации, показало, что пятидневный сбой в работе ГНСС будет иметь экономические последствия в размере 5,2 миллиарда фунтов ($7,2 млрд), при этом 88% затрат падут на долю дорожных, морских и аварийных служб. Говард утверждает, что цена сбоев окажется намного выше в 2021 году, поскольку данные о местоположении стали повсеместными. Космическое агентство Великобритании заказало обновлённое исследование для определения потенциального экономического воздействия сбоев ГНСС.
В последнее десятилетие значение ГНСС резко возросло, что в значительной степени совпадает с ростом количества смартфонов, интеллектуальных устройств и проникновения в интернет.
Однако, эксперты уверены, что выход из строя сразу всех созвездий ГНСС маловероятен.
«Более высокий риск – это скорее атаки на системы ГНСС со стороны источников помех или спуферов», – сказал Мигель Амор, директор по маркетингу автономии и позиционирования Hexagon, компании информационных технологий со штаб-квартирой в Стокгольме. Он добавил, что существуют технологии защиты от помех и спуфинга, но, как правило, они приобретаются агентствами национальной безопасности, а не коммерческими заказчиками.
В отчёте Министерства транспорта США, представленном Конгрессу в январе, определены технологии, которые могут дополнять или резервировать GPS. Тем не менее, пока не найдено замены для GPS-позиционирования и навигации. Чтобы обеспечить устойчивость, Минтранс рекомендовал владельцам и операторам критически важной инфраструктуры использовать различные технологии позиционирования, навигации и синхронизации.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam