Технологии

Западные эксперты считают, что отсутствие ГНСС убьёт современную цивилизацию

26 Августа 2021
Западные эксперты считают, что отсутствие ГНСС убьёт современную цивилизацию

Летательные аппараты, автомобили, грузовики, поезда и корабли полагаются на ГНСС для получения данных о местоположении, в то время как временные сигналы ГНСС поддерживают сотовую связь и финансовые транзакции.

В отчёте Национального института стандартов и технологий США за 2019 год говорится, что потеря GPS будет стоить экономике США $1 млрд день или $1,5 млрд в посевной сезон – с апреля по май. Сейчас затраты могут оказаться ещё выше из-за резкого роста числа потребительских решений, а также услуг по распределению поездок и доставке на основе местоположения.

GPS (ГНСС США), ГЛОНАСС (ГНСС РФ), Galileo (ГНСС ЕС), и Beidou (ГНСС КНР) – играют жизненно важную роль во множестве видов экономической деятельности. NavIC Индии и QZSS Японии также важны в своих регионах.

Многие инфраструктурные сети по-прежнему полагаются на устаревшие приёмники только для GPS. Хотя приёмники с несколькими созвездиями становятся нормой для обеспечения непрерывности и точности ГНСС. Поскольку эти приёмники принимают сигналы от любого доступного спутника, независимо от созвездия, они теоретически должны обеспечивать непрерывность обслуживания в случае потери GPS. Однако, поскольку они в основном полагаются на GPS, не ясно, как они будут себя вести, если GPS будет потерян на несколько часов.

На сегодняшний день сбои в работе ГНСС если и происходят, то продолжаются менее одного дня, но возможны и более длительные поломки.

Отключение отдельных спутников ГНСС является обычным явлением, кроме того, системы часто подвергаются локальным помехам и спуфингу. В 2016 году оборудование для измерения времени, зависящее от GPS, показало ошибки после вывода из эксплуатации старого спутника. Несоответствие в 13 микросекунд на несколько часов повлияло на работу полиции и оборудования аварийной связи в некоторых частях Северной Америки и вызвало аномалии в электросетях.

Спутники ГНСС полагаются на атомные часы для синхронизации сигналов, что позволяет пользователям определять время с точностью до наносекунды. В результате банки полагаются на GPS, чтобы сообщить точное время финансовых транзакций, а вышки сотовой связи используют его для синхронизации сетевых узлов.

Исследование 2017 года, проведённое по заказу Innovate UK, Космического агентства Великобритании и Королевского института навигации, показало, что пятидневный сбой в работе ГНСС будет иметь экономические последствия в размере 5,2 миллиарда фунтов ($7,2 млрд), при этом 88% затрат падут на долю дорожных, морских и аварийных служб. Говард утверждает, что цена сбоев окажется намного выше в 2021 году, поскольку данные о местоположении стали повсеместными. Космическое агентство Великобритании заказало обновлённое исследование для определения потенциального экономического воздействия сбоев ГНСС.

В последнее десятилетие значение ГНСС резко возросло, что в значительной степени совпадает с ростом количества смартфонов, интеллектуальных устройств и проникновения в интернет.

Однако, эксперты уверены, что выход из строя сразу всех созвездий ГНСС маловероятен.

«Более высокий риск – это скорее атаки на системы ГНСС со стороны источников помех или спуферов», – сказал Мигель Амор, директор по маркетингу автономии и позиционирования Hexagon, компании информационных технологий со штаб-квартирой в Стокгольме. Он добавил, что существуют технологии защиты от помех и спуфинга, но, как правило, они приобретаются агентствами национальной безопасности, а не коммерческими заказчиками.

В отчёте Министерства транспорта США, представленном Конгрессу в январе, определены технологии, которые могут дополнять или резервировать GPS. Тем не менее, пока не найдено замены для GPS-позиционирования и навигации. Чтобы обеспечить устойчивость, Минтранс рекомендовал владельцам и операторам критически важной инфраструктуры использовать различные технологии позиционирования, навигации и синхронизации.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Источник: По материалам SpaceNews
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~LQFDM
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.