Технологии

Япония расширяет свою квазизенитную спутниковую систему

24 Мая 2023
Япония расширяет свою квазизенитную спутниковую систему

И делает она это, чтобы избавиться от зависимости от американцев, причём с помощью американцев.

На прошлой неделе Япония объявила о планах увеличить количество своих навигационных спутников с четырёх до 11. Комитет по космической политике заявил, что это расширение позволит Японии использовать свою квазизенитную спутниковую систему «Мичибики» (QZSS; проект региональной системы синхронизации времени и одна из систем дифференциальной коррекции для GPS, сигналы которой доступны в Японии. Первый спутник Мичибики был запущен 11 сентября 2010 года), не полагаясь на базирующуюся в США GPS.

График запуска дополнительных спутников пока не обнародован, однако в документе о космической политике от декабря 2022 года Япония призвала к запуску группировки из семи спутников в 2023–2024 финансовых годах, в зависимости от состояния ракеты-носителя H3.

В настоящее время спутники QZSS находятся на геосинхронной орбите над Японией и Австралией. В заявленной семиспутниковой конфигурации созвездие будет состоять из одного квазизенитного спутника, геостационарного спутника и одного квазигеостационарного спутника для увеличения дальности приёма сигналов QZSS.

Первый спутник QZSS был запущен в 2010 году на японской ракете H-IIA. С 2018 года в системе работают четыре спутника. В последнее время рост значимости точной информации о местоположении для автономных транспортных средств, услуг доставки дронами и потенциальное нарушение сигнала GPS побудили многие страны разрабатывать свои собственные спутниковые навигационные системы и/или дополняющие сервисы.

В январе Космические силы США доставили японцам две попутных полезных нагрузки для QZSS. Япония интегрирует их в свои два спутника, которые планирует запустить. Полезные нагрузки предназначены для наблюдения за космическими аппаратами и опасным мусором на геостационарной орбите.

Представители основного разработчика полезной нагрузки – Лаборатории Линкольна Массачусетского технологического института (MIT/LL) – отправятся в Японию, чтобы помочь с интеграцией и тестированием полезных нагрузок. В целом программой управляет Командование космических систем Космических сил.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~KIGRP
16.07.2025
В настоящий момент с участием заинтересованных потребителей ведутся работы по увеличению времени автономной работы алгоритма навигации – без ГНСС. Отрабатываются при натурных испытаниях программные настройки интеграции с датчиком баровысоты, автоматическое вычисление скорости ветра на этапе полёта в зоне приёма достоверных сигналов ГНСС и автоматическая подстройка датчика воздушного потока (ДВП).
16.07.2025
В эксплуатацию официально введена космическая система радиолокационных спутников дистанционного зондирования Земли «Кондор-ФКА». В состав системы входят два спутника: «Кондор-ФКА» №1 и «Кондор-ФКА» №2. Первый спутник был запущен на орбиту в 2023 году, а второй — в ноябре 2024 года.
14.07.2025
При поддержке научно-исследовательских и испытательных центров Корнеллского университета компания AVS US осуществила запуск двух космических аппаратов 23 июня.
14.07.2025
Россия внедряет технологию роевого управления, которая позволяет беспилотникам общаться друг с другом и определять, кто какую атакует цель. Также наблюдаются тактические изменения, утверждается новостным разделом портала, wiadomosci.onet. pl c отсылкой на высказывание боевика ВСУ.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.