Технологии

В России разрабатывают альтернативную систему навигации

22 Августа 2018
В России разрабатывают альтернативную систему навигации

Московское конструкторское бюро (МКБ) «Компас» и Институт прикладной геофизики имени Федорова создадут полную карту магнитного поля Земли на территории всей России, что было закреплено в соглашении подписанном сторонами на форуме «Армия-2018», сообщает РИА Новости.

Съёмка будет проводиться с помощью спутников навигационной системы ГЛОНАСС. Полученные данные можно будет использовать в качестве резервной системы навигации.

«Взаимодействие наших организаций позволит применять геоинформационные технологии во многих сферах, что будет способствовать усилению обороноспособности страны и реализации практических задач для структур Минобороны, а также для отраслей гражданской промышленности», — заявил исполнительный директор МКБ «Компас» Олег Гуляев.

Справочно: 

Теоретическое обоснование навигации с использованием данных о естественных геофизических полях (ГФП) было дано в 1963 году д.т.н. Александром Аркадьевичем Красовским. Красовский предложил использовать аномальные компоненты ГФП, связанные с характерными особенностями местности: высота рельефа, границы раздела типов земной поверхности, значения производных гравитационного и магнитного потенциалов. Параметры ГФП в этом случае представляются в виде суммы нормальной и аномальной компонент. Нормальная компонента описывается детерминированной функцией, аномальная – статистическими законами. Для рельефа нормальной компонентой является референц-эллипсоид (приближенная форма поверхности Земли), для гравитационного и магнитного полей – уравнения Лапласа. Аномальная часть обычно характеризуется параметрами корреляционной функции – дисперсией и радиусом или интервалом корреляции поля. Отсюда произошло и название систем навигации – корреляционно-экстремальные навигационные системы (КЭНС). Слово «экстремальные» связано с методом распознавания измеренных датчиком значений ГФП. Освоенными на текущий момент можно считать КЭНС по вертикальным профилям рельефа местности (маршрутная навигация) и наведение по оптическому контрасту в районе цели. Освоение КЭНС по пространственным геофизическим полям планируется в перспективных разработках боевой техники.

В отличие от спутниковых навигационных систем (ГЛОНАСС, GPS, BeiDou, Galileo), корреляционно-экстремальные навигационные системы:

  • ориентируются относительно реальной поверхности Земли, а не виртуального референц-эллипсоида;

  • почти не занимают места в эфире, воздушном, наземном, морском и космическом пространствах;

  • обеспечивают высокоточную автономную навигацию как в воздушной, так и в морской среде;

  • обладают высокой или полной помехоустойчивостью и скрытностью функционирования;

  • не нуждаются в затратах на эксплуатацию и восстановление навигационных полей;

  • не оказывают негативного влияния на экологическую обстановку;

  • способны обеспечить весьма высокие боевую устойчивость и надежность.


Подписывайтесь на канал «Вестник ГЛОНАСС» в TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~FUygg
19.06.2025
В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025) будет представлен стратегический проект «Геокупол», разработанный Московским Государственным университетом геодезии и картографии.
19.06.2025
Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ) Росстандарта создали устройство, которое обеспечивает синхронизацию цифровых сетей в условиях радиоэлектронных помех.
17.06.2025
Финские солдаты тренируются использовать традиционные навигационные инструменты — бумажные карты и компасы. На GPS (ГНСС США) нет никакой надежды, сообщает полковник Матти Хонко, командующий финским гвардейским егерским полком. По его словам, важный урок, извлечённый из событий на Украине, заключается в том, что спутниковый навигационный инструмент, известный как GPS, оказывается, уязвим для помех.
17.06.2025
В рамках проекта по созданию бесспутниковой системы навигации для беспилотных летательных аппаратов специалисты компании «Росэл» разработали инновационное устройство, которое обеспечивает высокую точность и надёжность в условиях подавления, отсутствия или подмены радиосигнала.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.