Технологии

В НАТО считают спутниковую навигацию решающим инструментом для «милитаризации» Арктики

4 Марта 2020
В НАТО считают спутниковую навигацию решающим инструментом для «милитаризации» Арктики

Американские и натовские войска очень полагаются на современные технологии, такие как GPS для навигации, пишет журнал The National Interest. Что произойдёт, если Москва нейтрализует эти возможности во время конфликта?

НАТО обвинила Россию в глушении сигналов GPS во время недавних военных учений в Норвегии.

По словам пресс-секретаря НАТО Оаны Лунгеску, «Норвегия установила, что Россия несёт ответственность за глушение сигналов GPS на Кольском полуострове во время учений Trident Juncture. Финляндия выразила обеспокоенность в связи с возможным фактом глушения сигнала в Лапландии».

Норвежское правительство утверждает, что помехи исходили с Кольского полуострова, из Мурманской области России. Эти обвинения прилетели вслед аналогичным со стороны Норвегии во время российских военных учений «Запад» в 2017 году.

Эти обвинения знаменуют собой ещё один эпизод в давней борьбе НАТО и России за Арктику. Милитаризация Арктики была хорошо освещена в прессе в течение последнего десятилетия. Менее известны, но не менее важны для судьбы будущего региона усилия России по развитию и распространению собственной спутниковой навигационной системы как противовеса глобальной системе позиционирования (GPS).

ГЛОНАСС, или «глобальная навигационная спутниковая система», родилась как советский проект 1970-х годов по созданию спутниковой космической навигационной системы в контексте продолжающейся космической гонки холодной войны между Соединенными Штатами и Советским Союзом.

Эти усилия увенчались некоторым техническим успехом, и в течение следующего десятилетия было запущено более двух десятков спутников ГЛОНАСС. ГЛОНАСС успешно конкурировала со своим американским аналогом GPS к 1990 году, но «упала на обочину» из-за нехватки финансирования после распада СССР.

Именно в начале 2000-х годов Президент России Владимир Путин проявил активный интерес к модернизации ГЛОНАСС, чтобы достичь паритета с достижениями GPS. Это привело к внедрению более долговечной системы «Глонасс-М», за которой последовало дальнейшее усовершенствование «Глонасс-К». в 2015 году система ГЛОНАСС была официально завершена и приведена в соответствие с техническими требованиями Министерства обороны России.

ГЛОНАСС и GPS построены на схожих принципах проектирования, и поэтому в большинстве современных вариантов использования имеют примерно одинаковую производительность. В то время как ГЛОНАСС может похвастаться несколько лучшей точностью на больших высотах, ее главный недостаток в настоящее время – относительное отсутствие станций в некоторых регионах. Кроме того, главным недостатком производства спутников ГЛОНАСС является чрезмерная зависимость от иностранных компонентов – проблема безопасности, которую Россия надеется решить в 2022 году с выпуском своей модификации «Глонасс-К2».

По мере того как отношения между Москвой и НАТО ухудшались в последнее десятилетие, система ГЛОНАСС приобрела новое оборонительно-наступательное стратегическое значение для России. Кремль запретил GPS на территории России в 2014 году, ссылаясь на «вопросы национальной безопасности», вытекающие из опасения, что США могут саботировать зависящую от GPS российскую инфраструктуру.

В то же время Россия активно создавала сети ГЛОНАСС для укрепления своего влияния в зонах конфликтов. Кремль утверждает, что в Сирии система успешно использовалась для координации высокоточных бомбардировок антиасадовских сил, сводя к минимуму необходимость в «российских сапогах» на земле.

ГЛОНАСС также облегчает российским военным проведение радиоэлектронных контрмер (ЕСМ) - таких как глушение - против вражеских беспилотных летательных аппаратов, не оказывая негативного влияния на их союзников по сирийскому правительству.

ГЛОНАСС, более чем просто техническая альтернатива, является для Москвы стратегической альтернативой и противовесом GPS. В этом контексте становится очевидным, что создание станций ГЛОНАСС является ключевой частью проекта укрепления влияния России в Арктике.

Для России распространение собственной спутниковой навигационной технологии является еще одним способом обеспечить себе конкурентное преимущество в Арктическом регионе, который становится все более милитаризованным. И наоборот, вполне логично предположить, что Россия хотела бы продемонстрировать свою способность подрывать GPS в том, что она считает сферой своих интересов.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~0ur6y
26.04.2024
КНР будет использовать ожидаемые пусковые мощности развивающегося коммерческого космического сектора страны, чтобы реализовать свои планы по созданию мегасозвездий.
25.04.2024
В современном автомобильном мире автомобили превращаются из простых видов транспорта во взаимосвязанные технологические центры. Подключённые автомобили используют множество цифровых функций и технологий для повышения безопасности, удобства и в целом удовольствия от вождения.
22.04.2024
На базе ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ) открыли уникальный многофункциональный метрологический бассейн, который поможет кратно повысить точность измерений.
19.04.2024
Отечественные разработчики создали устройство высокоточной навигации, которое уже тестируется в «умном» сельском хозяйстве, до конца года его планируют протестировать на море. Об этом сообщил генеральный директор ГП КС Алексей Волин на встрече с представителями индустрии в рамках Демо-дня ИЦК «Спутниковая связь» в Великом Новгороде.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.