Технологии

В 2020 году ГНСС глушили тысячи раз

10 Декабря 2020
В 2020 году ГНСС глушили тысячи раз

Перебои с сигналами ГНСС регистрировались в течение всего года, вызванные всем, чем угодно – от конфликтов свиноводов до региональных войн. 2020 год был замечательным во многих отношениях. Коронавирус перевернул весь мир, но некоторые глобальные тенденции остались неизменными.

Например, наша растущая зависимость от спутниковых услуг позиционирования, навигации и синхронизации (PNT), которые теперь являются неотъемлемой частью всего – от смартфонов до беспилотных автомобилей.

И, соответственно, продолжающийся рост числа случаев помех сигналам ГНСС, которые ставят эти сервисы и тех, кто на них полагается, под угрозу.

Тысячи инцидентов были зарегистрированы на протяжении всего 2020 года, от Китая до Калифорнии (США) и от Северного Полярного круга до Новой Зеландии. Вот обзор значительных событий года вместе с несколькими прогнозами на 2021 год, опубликованный в блоге Гая Бьюснеля, специалиста по тестированию надёжности ГНСС против помех и спуфинга.

Декабрь 2019 года: прерывистая потеря сигнала GPS, наблюдаемая при посадке самолета в аэропорту Харбина на северо-востоке Китая, прослеживается до глушителя, установленного на соседней свиноферме.

South China Morning Post сообщает, что глушилка предназначалась для сдерживания дронов, управляемых преступными группировками, целью которых было сбрасывать пакеты, заражённые свиной чумой, на стадо, заставляя фермеров продавать им заражённое мясо по более низким ценам.

Экстраординарная история, которая ещё раз иллюстрирует, как использование незаконных глушилок может иметь непреднамеренные – и потенциально серьёзные – последствия для гражданской авиации.

Январь: Мексика принимает закон о борьбе с глушилками, обнаружив, что они используются в 85% краж грузовых автомобилей в стране.

Использование «устройств личной конфиденциальности» (ppd) (небольших глушителей GPS, которые подключаются к прикуривателю автомобиля) для помощи в краже грузов настолько широко распространено, что мексиканское правительство сделало незаконным производство, продажу, покупку, владение, установку или использование ppd в стране.

Во многих странах сегодня только использование таких глушилок незаконно – продажа, покупка и владение ими в порядке вещей. Увидим ли мы подобные законы, принятые в других местах?

Февраль: журнал GPS World сообщает, что пилот лёгкого самолёта заметил летящий над ними беспилотник Министерства обороны США. В то же время основной дисплей полёта самолёта, летевшего на Соединёнными Штатами, (PFD) начал показывать местоположение в Юте, а затем в Монтане, а не его фактический путь полёта в Сан-Диего из Лос-Анджелеса.

Ещё более тревожно то, что основная навигационная система самолёта не восстановилась после встречи с беспилотником, что в конечном итоге вынудило пилота совершить посадку в Сан-Диего в визуальном режиме. Если бы в тот день была плохая видимость, добром бы оно всё не кончилось.

Хотя неясно, был ли этот инцидент вызван случайными помехами или преднамеренной подделкой, тревожный сигнал здесь – отсутствие устойчивости со стороны навигационной системы. Поскольку радиочастотные помехи становятся всё более распространенными, системы должны уметь распознавать, когда они нарушаются, и восстанавливаться после нарушения.

Февраль: во Франции производитель высокоточного оборудования для ГНСС жалуется на регулярные сбои в работе сигналов GPS и Galileo на своём заводе.

Французское радиочастотное Агентство (ANFR) проводит расследование и в конечном итоге выслеживает источник помех. Им оказался широкополосный маршрутизатор, установленный в соседней квартире пожилой дамы. Неисправный маршрутизатор, оказывается, излучает вредные помехи, сосредоточенные на частоте 1581,15 МГц, очень близко к сигналам GPS L1 и Galileo E1, сосредоточенным на частоте 1575,42 МГц.

Это иллюстрация угрозы внутриполосных и смежных помех для систем, зависящих ГНСС. Интересно, что подумала дама, когда команда исследователей ANFR с направленной антенной появилась у ее двери.

Март: в столице Ирана Тегеране сообщается о подмене GPS в стиле «круг». Пользователь GPS сообщает правительству США, что их (неуказанное) устройство, по-видимому, движется по кругу вокруг учебного колледжа иранской армии, хотя на самом деле устройство неподвижно.

Журнал GPS World информирует, что тепловые карты из приложения Strava fitness показывают один и тот же круговой рисунок вокруг одного и того же здания. Это не первый случай, когда спуфинг в стиле «круг» был замечен, но первый за пределами Китая, где подобные модели помех наблюдались в Шанхае в 2019 году. Кто это делает – неизвестно.

Июнь: глушение GPS в очередной раз вызывает проблемы на Крайнем Севере Норвегии, недалеко от российской границы.

Местная полиция сообщает об инцидентах с глушением с 2017 года, от машин скорой помощи до сигнализации личной безопасности. Норвежские власти определили Россию в качестве источника помех, но атаки, похоже, непредсказуемы и неуправляемы.

Август: крушение беспилотника в Великобритании подчеркивает риски безопасности, связанные с помехами и подменой для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

25-фунтовый обзорный беспилотник потерял приём GPS из-за радиочастотных помех на месте съёмки. Хотя он был запрограммирован парить на месте, он дрейфовал вместе с ветром, в конце концов, врезался в дом и упал на землю. К счастью, никто не пострадал, но могли быть и серьезные травмы.

Поскольку дроны используются для выполнения большего числа задач, производителям необходимо будет убедиться, что их приёмники надёжны и устойчивы, а действия, предпринимаемые дроном при столкновении с радиочастотными помехами, не имеют непреднамеренных последствий.

Август: флот китайских рыболовецких судов обвиняется в том, что они неверно сообщают о своем местонахождении, чтобы скрыть незаконную рыболовную деятельность.

Корабли сообщали о местоположении у берегов Новой Зеландии с помощью автоматической системы идентификации (АИС), бортовой системы, которая сообщает координаты GPS корабля. Однако правительство Эквадора заявило, что корабли на самом деле находились вблизи Галапагосских островов, где незаконный промысел происходил и раньше.

Этот тип «маскировки» АИС – всего лишь один из многих способов, которыми преступники подменяют местоположения GPS-зависимой системы, чтобы осуществлять свою гнусную деятельность.

Сентябрь: Морская администрация США (MARAD) возобновляет свои рекомендации морской отрасли быть бдительными в случае сбоев ГНСС во всём мире и призывает экипажи сообщать о новых случаях в Береговую охрану США.

Ноябрь: MARAD сообщает, что перебои с GPS теперь являются стандартными случаями на коммерческих маршрутах между США, Европой и Ближним Востоком.

Авиационная ассоциация Eurocontrol сообщает, что в 2019 году она получила 3500 сообщений о нарушении работы GPS, что является рекордным показателем за всё время. Помехи широко распространены по всему Центральному и Восточному Средиземноморью, вероятно, из-за радиоэлектронной борьбы между конфликтующими группировками в Сирии, Ливии и других частях региона.

Это ещё одно напоминание о том, что радиочастотные помехи в настоящее время часто встречаются в геополитически чувствительных горячих точках, создавая серьёзные проблемы для коммерческого судоходства и авиации.

Три прогноза на 2021 год.

1.Спуфинг станет ещё большей угрозой для коммерческих пользователей.

По мере того, как всё больше устройств и автономных систем полагаются на ГНСС, а ноу-хау и оборудование для спуфинга теперь относительно легко приобрести, мы увидим, что всё больше незащищённых систем становятся жертвами спуфинговых атак.

2.Гарантированное тестирование PNT переместится с лабораторного стенда в поле.

Производителям необходимо будет оценить реальную производительность, надёжность и устойчивость мультисенсорных систем, чтобы убедиться, что они функционируют адекватно.

3.Уязвимости PNT будут интегрированы в рамки кибербезопасности.

Исторически сложилось так, что приёмники ГНСС разрабатывались и тестировались как автономные системы. Но сегодня они всё чаще становятся подсистемой в сложном устройстве с множеством портов, датчиков и соединений. Для хакера радиочастотный интерфейс – это просто ещё один вектор атаки, а это означает, что мы всё чаще будем видеть, что конкретные уязвимости ГНСС в радиочастотном домене рассматриваются как часть интегрированной системы кибербезопасности, а не рассматриваются изолированно.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~3OFO0
25.04.2024
В современном автомобильном мире автомобили превращаются из простых видов транспорта во взаимосвязанные технологические центры. Подключённые автомобили используют множество цифровых функций и технологий для повышения безопасности, удобства и в целом удовольствия от вождения.
22.04.2024
На базе ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ) открыли уникальный многофункциональный метрологический бассейн, который поможет кратно повысить точность измерений.
19.04.2024
Отечественные разработчики создали устройство высокоточной навигации, которое уже тестируется в «умном» сельском хозяйстве, до конца года его планируют протестировать на море. Об этом сообщил генеральный директор ГП КС Алексей Волин на встрече с представителями индустрии в рамках Демо-дня ИЦК «Спутниковая связь» в Великом Новгороде.
18.04.2024
Космическая сфера становится всё более перегруженной и спорной, поэтому военные осознают роль, которую инновации и возможности частного сектора будут играть в стремлении достигнуть превосходства США в космосе. Используя скорость, гибкость и технологические достижения коммерческих партнёров, космические силы стремятся создать более устойчивую, распределённую и эффективную космическую архитектуру, которая сможет сдерживать противников и поддерживать объединённые силы по всему спектру конфликтов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.