Технологии

Томск: Ученые создают альтернативную спутниковой систему навигации

11 Октября 2017
Томск: Ученые создают альтернативную спутниковой систему навигации

Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) и НИИ полупроводниковых приборов (НИИПП) разрабатывают интеллектуальный модуль для систем ориентации и навигации транспорта, который позволит определять местоположение и траекторию движения объектов без спутниковых систем типа ГЛОНАСС или иных ГНСС, сообщает пресс-служба ТПУ.

Разрабатываемый автономный модуль можно будет использовать для автомобилей, беспилотных летательных и подводных аппаратов для ориентации их движения без обращения к спутниковым системам.

«Существует потребность в бесспутниковых отечественных системах навигации для транспорта гражданского и специального назначения. К концу 2019 года мы представим образец интеллектуального модуля на основе микроэлектромеханических датчиков, он уже ляжет в основу систем навигации», – сказал доцента кафедры точного приборостроения ТПУ Тамара Нестеренко.

В основе разработки инерциальные датчики: гироскоп и акселерометр фиксируют угловое и линейное движение объекта, а магнитометр определяет стороны света. Зарубежные аналоги, как правило, состоят из трех гироскопов, трех акселерометров и трех магнитометров. «В модуль войдут всего два датчика. Один сочетает функции гироскопа и акселерометра, второй – это магнитометр. Площадь всего модуля будет в пределах нескольких квадратных миллиметров», – отмечает пресс-служба.

Благодаря устройству для беспроводной передачи данных, модуль сможет передавать информацию о перемещениях объекта в пункт управления. Это актуально, например, для сотрудников МЧС. С помощью устройства можно будет отслеживать передвижение пожарных внутри горящих строений.

Резервная система навигации станет незаменимой в том случае, когда связь со спутником невозможна - например, в отдаленных районах, густом лесу, в плотной городской застройке или на подводных глубинах.

Разработка уже защищена пятью патентами, последний получен летом 2017 года. Проект получил поддержку по Федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» на общую сумму 45 миллионов рублей.

Самые актуальные новости и самые интересные материалы о ГЛОНАСС, GPS, Galileo, BeiDou и региональных навигационных системах, а также вопросы законодательства, новые технологии, компании и люди, работающие в области навигационных технологий. 

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~y99EJ
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.
14.01.2025
Молодые учёные из Тульского государственного университета (ТулГУ) представили инновационный электронный компас, который призван повысить точность навигации движущихся объектов в условиях арктических регионов. Об этом стало известно из сообщения пресс-службы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
13.01.2025
Ученые Пермского Политеха просчитали как необходимо доработать конструкцию ионного двигателя на спутниках, чтобы повысить его надежность. Силовые установки используются для управления ориентацией и положением аппарата в космическом пространстве.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.