Технологии

Точность ГЛОНАСС предлагают повысить с помощью голографического помехоустойчивого кодирования

27 Февраля 2024
Точность ГЛОНАСС предлагают повысить с помощью голографического помехоустойчивого кодирования

С помощью внедрения голографического помехоустойчивого кодирования возможно повысить точности позиционирования системы ГЛОНАСС до теоретического максимума. Данная разработка будет особенно интересна Вооруженным силам России, которые по роду своей деятельности используют только систему ГЛОНАСС, в то время как гражданские устройства используют все доступные глобальные системы – ГЛОНАСС, GPS, BeiDou, Galileo, что значительно повышает точность позиционирования. Идею предложил доцент кафедры электронной инженерии Уфимского университета науки и технологий Александр Тимофеев.

Он пояснил, что повышение точности позиционирования возможно не только наращиванием спутниковой группировки, но и применением более эффективного помехоустойчивого кодирования.

«В системе ГЛОНАСС для повышения помехоустойчивости используется код Хэмминга, исправляющий однократные ошибки <…> при передаче информации по спутниковому каналу связи в условиях ослабления сигнала и снижения отношения сигнал/шум могут быть утрачены большие фрагменты информации и в большинстве случаев это приводит к невозможности восстановления исходного сообщения. Одним из способов повышения надежности передачи информации является использование формы представления сигнала, обеспечивающей восстановление сообщения по его фрагменту. Такую возможность предоставляет голографический способ помехоустойчивого кодирования», - заявил эксперт.

Он уточнил, что голографический код обеспечивает безошибочное декодирование сигнала при количестве ошибок в передаваемой информации до 70%, в то время, как используемый в ГЛОНАСС код Хэмминга исправляет ошибки, если их не более 1,2%.

Для реализации идеи необходимо разработать программные модули кодека голографического кода. Алгоритмы кодирования/декодирования разработаны и промоделированы. Кроме того, необходимо внедрение кодирования в спутниковом канале.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~dONwN
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.