Технологии

Станет ли «ЭРА-ГЛОНАСС» конкурентноспособной?

20 Февраля 2018
Станет ли «ЭРА-ГЛОНАСС» конкурентноспособной?

Журнал «Вестник ГЛОНАСС» начинает знакомить читателей с материалами очередного номера 2018 года. В большом интервью журналу «Вестник ГЛОНАСС» соруководитель рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты «Автонет» Александр Гурко рассказал об основных задачах, главных проектах рабочей группы, современном состоянии рынка навигационных услуг, а также о проблемах развития новых технологий в условиях российских реалий и о будущих технологических трендах.

ВГ: Какое место в «Автонете» мог бы занять оператор «ЭРА-ГЛОНАСС»? На сколько ценно их участие?

Александр Гурко: Генеральный директор АО «ГЛОНАСС» (оператор ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС») Андрей Жерегеля - участник рабочей группы «Автонет». В текущем формате для нас «ЭРА-ГЛОНАСС» -это источник информации, такой же как «Платон», электронные ПТС и др. Чуть позже, видимо, правительство будет определять на базе какой инфраструктуры, и кто будет оператором платформы агрегатора, которую мы проектируем. Это может быть «Ростелеком», АО «ГЛОНАСС», НП «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» и др., т.е. возможны разные варианты. Есть несколько потенциальных претендентов на то, чтобы быть оператором данных, которые могут быть собраны благодаря этому проекту.

Нам кажется, что было бы логично, конечно, развивать дальше «ЭРА-ГЛОНАСС» в сторону увеличения информации, которая снимается с борта автомобиля. И в этом смысле потенциал «ЭРА-ГЛОНАСС» уникален, потому что обязательность оснащения распространяется на все категории транспорта, на все новые автомобили, продаваемые на территории Таможенного союза. И темп набора абонентов очень высокий. За прошлый год абонентская база АО «ГЛОНАСС» достигла 1 млн 470 абонентов. Продажи выросли, поэтому даже перевыполнили план. Потенциал большой. В отличии от системы «Платон» или тахографов система «ЭРА-ГЛОНАСС» распространяется на все категории транспорта.

ВГ: Система «ЭРА-ГЛОНАСС» изначально планировалась как мультисервисная платформа, сейчас это фактически только оператор государственной услуги по экстренному вызову оперативных служб, и больше ничего. Как Вы думаете, на сколько целесообразно на базе этого оператора развивать дополнительные сервисы, стоит ли это делать, или это должно быть как-то отдельно обособленно от государственной системы?

Александр Гурко: Стратегия, которая утверждалась год назад АО «ГЛОНАСС», подразумевала инфраструктуру как сервис с подключением к платформе различных специализированных контент-провайдеров, сервис-провайдеров, и оказание дополнительных услуг, но через провайдеров. Эта концепция была утверждена и обоснована, поскольку не может государственная компания быть быстрее, успешней, чем небольшие коллективы разработчиков или провайдеров, которые работают на нишевых сегментах. Целесообразно строить вокруг себя некую экосистему и использовать интеллект всего сообщества, ни в коем случае не конкурировать со всем рынком, а находится в позиции инфраструктурного оператора, который подает доступ к информации.

Попытки в прошлом году сделать такие дополнительные услуги, к сожалению, всегда приводили к тому, что АО «ГЛОНАСС» пыталось конкурировать со всем рынком. Они сделали свою систему мониторинга транспорта, по факту не успешно, там нет абонентов. Была попытка работать на рынке абонентских терминалов, тоже в общем-то с сомнительным эффектом.

Посмотрим, что будет в этом году. Но с учетом того, что принято решение создать дочернюю компанию, опять речь не идет о том, что АО «ГЛОНАСС» является драйвером, который ведет за собой разработчиков, провайдеров в России и на мировом рынке. Пока речь идет о том, что АО «ГЛОНАСС» безуспешно пытается монополизировать какие-то сегменты.

Источник: журнал "Вестник ГЛОНАСС"
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~SKtSc
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.