Технологии

Станет ли «ЭРА-ГЛОНАСС» конкурентноспособной?

20 Февраля 2018
Станет ли «ЭРА-ГЛОНАСС» конкурентноспособной?

Журнал «Вестник ГЛОНАСС» начинает знакомить читателей с материалами очередного номера 2018 года. В большом интервью журналу «Вестник ГЛОНАСС» соруководитель рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты «Автонет» Александр Гурко рассказал об основных задачах, главных проектах рабочей группы, современном состоянии рынка навигационных услуг, а также о проблемах развития новых технологий в условиях российских реалий и о будущих технологических трендах.

ВГ: Какое место в «Автонете» мог бы занять оператор «ЭРА-ГЛОНАСС»? На сколько ценно их участие?

Александр Гурко: Генеральный директор АО «ГЛОНАСС» (оператор ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС») Андрей Жерегеля - участник рабочей группы «Автонет». В текущем формате для нас «ЭРА-ГЛОНАСС» -это источник информации, такой же как «Платон», электронные ПТС и др. Чуть позже, видимо, правительство будет определять на базе какой инфраструктуры, и кто будет оператором платформы агрегатора, которую мы проектируем. Это может быть «Ростелеком», АО «ГЛОНАСС», НП «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» и др., т.е. возможны разные варианты. Есть несколько потенциальных претендентов на то, чтобы быть оператором данных, которые могут быть собраны благодаря этому проекту.

Нам кажется, что было бы логично, конечно, развивать дальше «ЭРА-ГЛОНАСС» в сторону увеличения информации, которая снимается с борта автомобиля. И в этом смысле потенциал «ЭРА-ГЛОНАСС» уникален, потому что обязательность оснащения распространяется на все категории транспорта, на все новые автомобили, продаваемые на территории Таможенного союза. И темп набора абонентов очень высокий. За прошлый год абонентская база АО «ГЛОНАСС» достигла 1 млн 470 абонентов. Продажи выросли, поэтому даже перевыполнили план. Потенциал большой. В отличии от системы «Платон» или тахографов система «ЭРА-ГЛОНАСС» распространяется на все категории транспорта.

ВГ: Система «ЭРА-ГЛОНАСС» изначально планировалась как мультисервисная платформа, сейчас это фактически только оператор государственной услуги по экстренному вызову оперативных служб, и больше ничего. Как Вы думаете, на сколько целесообразно на базе этого оператора развивать дополнительные сервисы, стоит ли это делать, или это должно быть как-то отдельно обособленно от государственной системы?

Александр Гурко: Стратегия, которая утверждалась год назад АО «ГЛОНАСС», подразумевала инфраструктуру как сервис с подключением к платформе различных специализированных контент-провайдеров, сервис-провайдеров, и оказание дополнительных услуг, но через провайдеров. Эта концепция была утверждена и обоснована, поскольку не может государственная компания быть быстрее, успешней, чем небольшие коллективы разработчиков или провайдеров, которые работают на нишевых сегментах. Целесообразно строить вокруг себя некую экосистему и использовать интеллект всего сообщества, ни в коем случае не конкурировать со всем рынком, а находится в позиции инфраструктурного оператора, который подает доступ к информации.

Попытки в прошлом году сделать такие дополнительные услуги, к сожалению, всегда приводили к тому, что АО «ГЛОНАСС» пыталось конкурировать со всем рынком. Они сделали свою систему мониторинга транспорта, по факту не успешно, там нет абонентов. Была попытка работать на рынке абонентских терминалов, тоже в общем-то с сомнительным эффектом.

Посмотрим, что будет в этом году. Но с учетом того, что принято решение создать дочернюю компанию, опять речь не идет о том, что АО «ГЛОНАСС» является драйвером, который ведет за собой разработчиков, провайдеров в России и на мировом рынке. Пока речь идет о том, что АО «ГЛОНАСС» безуспешно пытается монополизировать какие-то сегменты.

Источник: журнал "Вестник ГЛОНАСС"
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~SKtSc
03.09.2025
В России появился Центр коллективного пользования, специализирующийся на навигационных технологиях. Центр создан для разработки и тестирования стратегических высокоточных систем, обеспечивающих координатно-временное обеспечение страны.
«Центр высокоточной навигации, позиционирования и систем сбора пространственных данных» открыт на базе Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК).
03.09.2025
Отрасль БАС с 2019 года рассматривалась как отдельное направление, как конкурент спутникам. Вопросы, которые там стояли: выделения классов пространства, требования к комплектации оборудования и так далее. Сейчас – что мы видим? Отрасли – космос и беспилотье – начали смыкаться между собой в экосистему, позволяющую по-другому на неё смотреть и развивать.
03.09.2025
Исследование климата – в приоритетах Космического агентства США на протяжении более 40 лет. Но, похоже, ситуация меняется.
02.09.2025
Спутниковая группировка «Гован» может предложить гораздо больше, чем просто китайскую альтернативу высокоскоростному широкополосному интернету потребительского уровня. Китай пока раскрывает мало информации об этой сети, но появляется всё больше доказательств того, что эти спутники могут обеспечить китайским вооружённым силам тактическое преимущество в любом будущем вооружённом конфликте в Западной части Тихого океана.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.