Технологии

Спутниковая навигация проводит арктические суда по безопасным маршрутам

14 Марта 2024
Спутниковая навигация проводит арктические суда по безопасным маршрутам

Картограф из компании «Яндекс» Анна Ананьева опубликовала исследование «Навигация в Арктике. Спутниковые стратегии повышения безопасности на море».

В исследовании представлена комплексная методология оптимизации навигации в Арктике с использованием спутниковых данных AMSR-2, направленная на повышение эффективности планирования маршрутов и снижение зависимости от помощи ледоколов.

Используется технология дистанционного зондирования для анализа и прогнозирования ледовой обстановки, что способствует более безопасным и рентабельным морским операциям в Арктике. Основные выводы включают значительную экономию средств и повышение эксплуатационной безопасности за счёт стратегического использования маршрутов с меньшей плотностью льда, подтверждённых тематическими исследованиями в Карском море и море Лаптевых.

Методология демонстрирует адаптивность к различным видам морской деятельности, включая коммерческое судоходство, научные экспедиции и туризм, предлагая масштабируемое решение для глобального морского судоходства, подверженного воздействию льдов.

Этот инновационный подход не только соответствует меняющимся экологическим и эксплуатационным требованиям полярной навигации, но и создаёт прецедент для будущих достижений в этой области.

Россия активно развивает Северный морской путь (СМП), который используется крупными промышленными корпорациями. Быстрое таяние морских льдов усложнило навигацию в Арктике. Истощение морского льда не только потенциально открывает новые маршруты, которые могут сократить расстояние передвижения на 30-50%, но и создаёт навигационные риски из-за непредсказуемого и изменчивого ледяного покрова.

Благодаря систематическому анализу спутниковых снимков, были разработаны навигационные карты для СМП, в частности в морях Карском и Лаптевых. Начальный этап включает в себя сбор ежедневных данных о концентрации морского льда с помощью сканирующего микроволнового радиометра AMSR-2, установленного на спутнике GCOM-W, предназначенного для спутникового мониторинга Земли, а именно съёмки в микроволновом диапазоне от 6.925 до 89 ГГц. Данные обрабатываются с использованием алгоритма концентрации ASI. Рассчитывается среднесуточное значение, которое даёт данные о сплочённости морского льда при пространственном разрешении 1 км.

Массив датчиков AMSR-2 также измеряет другие критические переменные окружающей среды, такие как глобальные осадки, скорость океанского ветра, содержание водяного пара и яркостную температуру, наряду с концентрацией морского дна. Такая интеграция обеспечивает надёжную основу для понимания динамичных ледовых условий Арктики и реагирования на них, что имеет последствия для безопасного судоходства, экономичных маршрутов и мониторинга климата.

Аналитический этап методологии включает в себя сложный процесс прогнозного анализа динамики арктических ледовых полей. Наряду с другими моделями, один из подходов подразумевает использование вероятностного глубокого обучения на примере IceNet, которое продемонстрировало многообещающие результаты в расширении диапазона точности прогнозов морского льда, особенно для сезонных прогнозов летнего морского дна. Эта модель подчёркивает потенциал машинного обучения в повышении точности прогнозирования по сравнению с традиционными динамическими моделями.

Карты маршрутов составляются на основе детального анализа спутниковых данных, которые обрабатываются для определения наименее покрытых льдом путей. Получается не статическая карта, а динамическая, обновлённая с использованием последних спутниковых снимков, отражающих текущее состояние льда.

Объединяя научные исследования океанических процессов с практическими соображениями судоходства, данная методология представляет собой новый подход к арктической навигации, предоставляя действенные визуализированные данные с помощью карт, показывающих чистые и безопасные водные коридоры.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~8dUbr
26.04.2024
КНР будет использовать ожидаемые пусковые мощности развивающегося коммерческого космического сектора страны, чтобы реализовать свои планы по созданию мегасозвездий.
25.04.2024
В современном автомобильном мире автомобили превращаются из простых видов транспорта во взаимосвязанные технологические центры. Подключённые автомобили используют множество цифровых функций и технологий для повышения безопасности, удобства и в целом удовольствия от вождения.
22.04.2024
На базе ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ) открыли уникальный многофункциональный метрологический бассейн, который поможет кратно повысить точность измерений.
19.04.2024
Отечественные разработчики создали устройство высокоточной навигации, которое уже тестируется в «умном» сельском хозяйстве, до конца года его планируют протестировать на море. Об этом сообщил генеральный директор ГП КС Алексей Волин на встрече с представителями индустрии в рамках Демо-дня ИЦК «Спутниковая связь» в Великом Новгороде.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.