Технологии

Современные риски отечественной навигационной системы ГЛОНАСС

29 Сентября 2020
Современные риски отечественной навигационной системы ГЛОНАСС

Газета «Ведомости» предположила, что российскую глобальную навигационную спутниковую систему ГЛОНАСС ожидает деградация в случае неудачи программы импортозамещения. 

По мнению издания, «если спутники начнут выходить из строя в ближайшие год-два, заменить их будет нечем», и «в этом случае всей системе грозит деградация». В настоящее время из функционирующих спутников 13 находятся за пределами семилетнего гарантированного срока активного существования.

Причиной отставания показателей российской системы от западных называются трудности плановой модернизации ГЛОНАСС. «Причина, по которой России не удалось совершить плановое обновление космических аппаратов навигационной системы, — это технологические санкции США, не позволившие производителям бортового оборудования закупить нужную электронно-компонентную базу (ЭКБ) категории Space, то есть радиационно стойкую», — заявила газета.

Приводится пример, что новейшие космические аппараты «Глонасс-К», выведенные на орбиту в начале десятилетия, на 80 процентов состояли из компонентов, поставки которых сегодня в Россию ограничены. И по мнению опрошенных изданием экспертов, созданная Россией «в изолированных условиях продукция не будет ни передовой, ни конкурентоспособной.

Как прокомментировал журналу «Вестник ГЛОНАСС» начальник аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС Алексей Муравьев, задача обновления орбитальной группировки действительно стоит. Он отметил, что проблем много. Это, в первую очередь, трудности с импортозамещением, а отсюда и загарантийные космические аппараты, и изменение планов введения новых спутников серии «Глонасс-К», а, следовательно, отставание с достижением перспективных характеристик навигационного обеспечения.

Но вместе с тем, ситуация с преодолением этих трудностей не является фатальной. «Сейчас формируются по линии Минпромторга программы по развитию отечественной микроэлектроники, в том числе затрагивающие и область спутниковой навигации, которые должны продвинуть нас вперед. С 2021 года запланирована новая программа развития системы ГЛОНАСС в рамках единой программы космической деятельности. Эта программа предусматривает модернизацию всей системы ГЛОНАСС, как орбитального сегмента, так и наземного комплекса управления и, кроме того, функциональных дополнений системы и аппаратуры потребителей. Если эти планы будут реализованы, то кризисных явлений удастся избежать , в противном случае ситуация действительно может стать тяжелой», - сказал Муравьев.

Он также указал на еще один проблемный вопрос – спутниковая аппаратура потребителей. В этой сфере дела с импортозамещением также обстоят не очень хорошо.

«Я лично считаю, что если мы не выйдем на международный рынок, то система ГЛОНАСС никогда не станет самоокупаемой, не избавится от бюджетных дотаций. Следовательно, эта система будет интересна главным образом военным, а в остальном будет в перспективе финансироваться по остаточному принципу, постепенно деградируя, все больше проигрывая зарубежным конкурентным навигационным системам. В первую очередь, конечно, следует говорить о занятии ключевых позиций на российском рынке. А он, и сам по себе относительно небольшой и поэтому недостаточный для обеспечения системы ГЛОНАСС, так еще и практически целиком занят иностранной продукцией. Зарубежные фирмы экспортируют нам свои изделия (например, смартфоны, компьютеры, геодезические приборы, робототехнику и др.) со своими же навигационными модулями и приемниками (например, китайскими и европейскими). Таким образом, чтобы переломить ситуацию даже на нашем внутреннем рынке надо заинтересовать зарубежных поставщиков, фактически выйти на международный рынок. Как это сделать? Нужен качественный сдвиг. Нужны выдающиеся технические решения. Представляется целесообразным на первом этапе организовать работу по созданию и развитию высоких навигационных технологий: сверхвысокоточных, сверхнадежных, сверхпомехозащищенных. Для развития таких технологий нужно проводить большой комплекс исследовательских и экспериментальных работ. Если мы овладеем серьезными технологиями, Россия сможет занять достойное место на своем и внешнем рынках», - сказал эксперт. 

Эта и многие другие темы будут подробно обсуждаться на XIV Международном навигационном форуме, центральном событии года в Российской Федерации и странах ЕАЭС в сфере использования навигационных технологий.

Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~791Rp
20.03.2024
Сотрудники Научно-исследовательского института прикладной механики и электродинамики (НИИ ПМЭ) МАИ разработали высокочастностный ионный двигатель с электродами из углерод-углеродного композиционного материала. Новинку предполагается использовать в низкоорбитальных малы спутниках навигации, связи и дистанционного зондирования Земли.
18.03.2024
Холдинг «Росэлектроника» начал выпуск линейки электронных и электротехнических модулей управления для легких дронов, наземных, подводных и надводных беспилотников. Об этом сообщает Ростех.
15.03.2024
Ученые Сибирского федерального университета разработали высокоточную систему на базе ГЛОНАСС для мониторинга опасных объектов инфраструктуры, сообщили в пресс-службе университета.
14.03.2024
Картограф из компании «Яндекс» Анна Ананьева опубликовала исследование «Навигация в Арктике. Спутниковые стратегии повышения безопасности на море».

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.