Технологии

Сигналы GPS более уязвимы, чем предполагали эксперты

15 Июля 2021
Сигналы GPS более уязвимы, чем предполагали эксперты

Самолёт Cessna Citation Excel приближался к аэропорту Сан-Вэлли (США), когда пилоту что-то показалось неправильным в траектории его полёта. Как и многие самолёты, он пользовался GPS для наведения на курс. Обычно это хорошо срабатывало. Однако в тот день в августе 2018 года возникла проблема. Сигналы GPS возле аэропорта были ненадёжными, а дымка давала плохую видимость. Бизнес-джет среднего размера отклонился от курса и оказался на опасно низкой высоте в гористой местности.

Вероятная причина неустойчивых показаний GPS? Действия военных вызвали глушение сигналов – в соответствии с учётной записью из системы отчётности NASA по безопасности полётов, которая сопоставляет информацию, предоставленную пилотами, авиадиспетчерами и другими авиационными специалистами. К счастью, наземный радар в тот раз обеспечил более точное считывание, и диспетчеры благополучно довели самолёт до места назначения.

Согласно отчётам IEEE Spectrum и других, это не было единичным событием.

Система GPS слишком восприимчива к глушению и его «кузену-мошеннику» – спуфингу. Сигналы, используемые самолётами, кораблями, сельскохозяйственными тракторами и вашим смартфоном, исходят от спутников, находящихся в космосе на расстоянии 12 000 миль (19 300 км) от земли. К тому времени, когда они достигают Земли, они исчезающе слабы и легко подавляются. Спутник, запущенный в этом июне к GPS-созвездию, – крошечный шаг, делающий сервис более безопасным. Но сами спутники сталкиваются с опасностями.

Эти угрозы беспокоят многих. Слишком многое зависит от GPS.

Высокоточные сигналы глобальной системы позиционирования нашли своё применение практически во всех сферах современной жизни, от записи банковских транзакций до синхронизации электрических сетей и помощи в поиске ближайшей закусочной. Компании и частные лица могут использовать возможности системы PNT – позиционирование, навигацию и синхронизацию – практически бесплатно. По данным Национального института стандартов и технологий, в США экономический эффект от GPS составляет около $1 млрд в день. Это также жизненно важно для военных операций США.

Так много важнейших вещей управляются с помощью GPS, что федеральный закон 2018 года был вынужден обратиться к важнейшей теме: отсутствию резервной копии.

Любое существенное повреждение или нарушение работы системы стало бы весьма печальной новостью.

«Я надеюсь, что мы сможем опередить катастрофу и, по крайней мере, получить ... некоторую устойчивость, вложенную в системы, зависящие от GPS, прежде чем случится что-то плохое», – говорит Дана Говард, президент фонда Resilient Navigation and Timing Foundation (некоммерческая организация в Вашингтоне, округ Колумбия).

«На самом деле, сложно создать эту гигантскую универсальную замену GPS, – признаётся Ричард Мейсон, старший инженер Rand Corp. и ведущий автор отчёта о национальных возможностях PNT, подготовленного Министерством внутренней безопасности США в 2019 и опубликованного в мае этого года. В отчёте скептически оценивается необходимость государственного вмешательства, и это несмотря на уязвимость GPS. С другой стороны, существует множество небольших частичных резервных копий. Например: ваш телефон может потерять GPS, говорит Мейсон, и он всё равно даст вам некоторое представление о вашем местонахождении по сигналам сотовой связи (так называемый вспомогательный GPS), хотя и не так точно. У самолётов есть альтернативные системы навигации. Финансовые фирмы могут получить услуги по расчёту времени из других источников.

Так в чём же тогда дело? Да всё в том же – в том, что мы слишком сильно зависим от GPS».

Эти сигналы из космоса стали «де-факто национальным эталоном, – так высказался Консультативный комитет по телекоммуникациям национальной безопасности в своем отчёте президенту Джо Байдену в мае. – Такое широкое распространение означает, что их уязвимости представляют собой практически экзистенциальную угрозу».

Группа рекомендовала правительству разработать стратегию «Национальной временной архитектуры» и выделить достаточно средств для её создания.

Сейчас Вашингтон тратит около $1,8 млрд в год на поддержание работоспособности GPS. Космические силы США управляют спутниками и наземными станциями, которые их отслеживают. Транспортный департамент является ведущим гражданским агентством по работе PNT.

Созвездие GPS состоит из 31 спутника, расположенного на средней околоземной орбите. Эти спутники оснащены атомными часами, а бортовые трансмиттеры отправляют с них точные временные сигналы приёмникам на земле, включая чип в вашем телефоне. Сигналы GPS достигают более 4 миллиардов военных и гражданских пользователей по всему миру.

Эти временные сигналы преобразуются в данные о местоположении, когда приёмник синхронизирует сигналы от нескольких спутников. Поскольку спутники разбросаны по всему земному шару, потребитель всегда должен быть в пределах видимости как минимум четырёх из них.

Все спутники уязвимы для угроз, находящихся на орбите, которые мы мало контролируем. Например, космический мусор может повредить отдельные спутники, а сильные солнечные бури могут привести к короткому замыканию в работе сразу всей системы.

Они также уязвимы для противоспутникового оружия и кибер-вторжений со стороны потенциальных противников, которые знают, насколько экономика США и штатовские военные зависят от спутников.

Генерал Джон Рэймонд, командующий Космическими силами США, заявил в мае Подкомитету по обороне Комитета по ассигнованиям Палаты представителей, что пора начать беспокоиться.

Также, генерал, истерично высказался о, якобы, лишении доступа США в космос со стороны Китая и России, назвав ситуацию «активной угрозой в домене».

«Угроза, которая вызывает у нас наибольшее беспокойство в связи с GPS, – это глушение», – резюмировал Раймонд.

В отчёте Минтранса США подробно описаны различные технологии, которые могут предоставить «дополнительные услуги в случае сбоев GPS». В нём говорится, что некоторые коммерчески доступные технологии могут частично имитировать службы синхронизации GPS. Но агентство заявило, что ни один из них не сможет служить универсальной резервной копией для возможностей позиционирования и навигации.

Из 11 представленных в отчёте технологий одна попала в цель во всех случаях использования: система городских радиомаяков, созданная компанией NextNav из Саннивейла, штат Калифорния. Маяки – передатчики, передающие радиосигналы, – устанавливаются на суше, а не в космосе, и сгруппированы в городских районах.

Маяки TerraPoint , установленные на вышках сотовой связи и крышах зданий, размером с мини-холодильник, оснащены всенаправленной антенной и источником питания на 110 вольт и расположены на расстоянии от восьми до 10 километров друг от друга (можно сравнить с 12 000 миль – диапазон для GPS). Это, конечно, обеспечивает более надёжный сигнал. По оценке генерального директора Ганеша Паттабирамана, они «примерно в 100 000 раз сильнее GPS».

Резервная копия GPS вовсе не обязательно должна быть привязана к земле. Такие компании, как Satelles, которые также участвовали в демонстрациях для Министерства транспорта, используют группировку спутников на низкой околоземной орбите Iridium на высоте 480 миль (780 км), которые предоставляют услуги определения времени и местоположения, развёрнутые в качестве резервной системы GPS для клиентов, включая финансовые сети и энергокомпании.

Стартап под названием Xona Space Systems разрабатывает собственную низкоорбитальную систему PNT. В мае Агентство перспективных исследовательских проектов Минобороны США (DARPA) заключило с Northrop Grumman контракт на демонстрацию того, как низкоорбитальные спутники будут обеспечивать передачу сигналов PNT. Исследователи изучают, могут ли спутники Starlink SpaceX, созданные для передачи широкополосного сигнала с орбиты на Землю, использоваться в качестве ресурса PNT.

Некоторые из этих вариантов существуют пока только на бумаге. Но даже те, что находятся в эксплуатации, не несут на себе грехов давно зарекомендовавшего себя определённым образом GPS.

Между тем, GPS сам по себе набирает обороты. Спутник, запущенный в июне, является пятым в новой серии, известной как GPS III, которая разработана так, чтобы быть в три раза более точной и иметь в восемь раз большую защиту от помех. В частности, для военных это помогает включить зашифрованный сигнал M-кода, который устойчив к помехам и спуфингу.

Однако восьмикратный слабый сигнал – по-прежнему не тот сигнал, который может посостязаться с мощными глушителями и спуферами, работающими поблизости.

Что делает систему GPS столь привлекательной для многих приложений, это то, что она уже существует. Это дёшево и просто в использовании. Из-за этого трудно набраться энтузиазма, чтобы тратить время и деньги, придумывая что-то, что будет делать то, что делает GPS, так широко, как она это делает.

По мнению Даны Говард, Китай полностью опередил США в разработке сложного, всеобъемлющего подхода к PNT, который включает три типа спутников на разных высотах, а также возможности eLoran и PNT в телекоммуникационной системе для обеспечения независимости от космоса.

А в США, между тем, глушилки продолжают иметь место, и пилотам, хотя бы тем, кто летает на этой «Сессне» за пределами Солнечной долины, придётся с осторожностью следить за тем, что им сообщает их GPS-навигатор.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Источник: По материалам CNET
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~yMhHC
18.12.2024
Близка к завершению сделка, в рамках которой Индия закупает у России систему раннего предупреждения с дальностью обнаружения более 6000 километров. Цена вопроса – $4 млрд.
13.12.2024
Qianfan, похоже, спроектирован в таком же героическом масштабе. Документы, поданные в Международный союз электросвязи, который регулирует такие вещи, предполагают, что созвездие может в конечном итоге вырасти до почти 14 000 спутников.
11.12.2024
Городская среда постоянно создаёт проблемы для глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) – высокие здания, автомобили и другие препятствия часто нарушают сигналы и вызывают ошибки вне прямой видимости.
10.12.2024
Космические силы США решили применить новый подход к отслеживанию ракет для противодействия системам вооружения противника, которые слабее, быстрее и манёвреннее баллистических ракет.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.