Технологии

Россия: Полет без GPS

22 Апреля 2022
Россия: Полет без GPS

Росавиация направила в авиакомпании письма, в которых рекомендовала подготовиться к полетам без использования американской глобальной навигационной спутниковой системы (GPS).

Соответствующая статья вышла в газете «Известия» и спровоцировала новую волну разговоров о возможном отключении GPS для российских авиакомпаний.

Реагируя на информация в СМИ, глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин призвал ставить во всех отечественных аэропортах станции ГЛОНАСС для обеспечения навигационного сигнала и устанавливать приемники ГЛОНАСС на всех эксплуатирующихся в России самолетах.

«Мы сегодня же отправим в Минтранс и Росавиацию наши технические предложения по замене GPS абонентским оборудованием ГЛОНАСС, которое также сможет принимать навигационный сигнал и от китайской орбитальной навигационной системы «БэйДоу», с администрацией которой мы успешно взаимодействуем в течение восьми лет», — написал Рогозин в своем телеграм-канале.

В свою очередь ряд авиационных экспертов отметил, что СМИ несколько перегнули палку, трактуя письмо Росавиации, как возможность скорого отключения GPS для российских авиакомпаний. В письме ведомства перечислены места, где сигнал GPS может барахлить: Калининградская область, граница с Украиной, над Черным морем, в районе средиземноморского побережье около Израиля и Сирии, в районе восточнее Финляндии. Как поясняют эксперты, в этих местах сигнал системы GPS может быть искажен из-за ведения тех или иных военных действий.

Речь о запрете GPS для России не идёт, Росавиация всего лишь предупреждает о возможных искажения сигнала в зонах, где используется средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ). «Глушилки» работают специально, чтобы усложнить использование высокоточных вооружений, и затруднить навигацию для противника.

В свою очередь гражданские борта могут случайно попасть в зону действия систем РЭБ. Смертельной опасности пассажиров самолета это не подвергнет, но может спровоцировать опасные сближения с другими бортами или потерю ориентации. Таким образом летчикам надо быть готовым использовать радионавигацию, внимательней отслеживать местоположение самолётов и повторить тактику ведения полета без GPS.

Позже был выпущен официальный комментарий Росавиации, где подчеркивалось, что теоретические перебои с сигналами GPS не повлияют на безопасность полетов в гражданской авиации РФ. Кроме того, ведомству до сих пор не поступало сообщений о наличии сбоев или отказов наземного оборудования радиотехнического обеспечения полетов и бортового оборудования воздушных судов, функционирующего с использованием сигналов GPS. Системы работают штатно.

Помимо спутниковой навигации, местоположение воздушного судна определяется инерциальной системой навигации самолета, а также по наземным системам и средствам навигации и обеспечения посадки, добавили в Росавиации. Там также объяснили, что в 115 аэропортах РФ установлены станции, которые постоянно мониторят сигналы ГЛОНАСС и GPS, и незамедлительно передают поправки на борт самолета и диспетчерам на земле. Также все системы управления самолетами и наземных радиотехнические системы обеспечены сигналами ГЛОНАСС.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~HSWrp
26.04.2024
КНР будет использовать ожидаемые пусковые мощности развивающегося коммерческого космического сектора страны, чтобы реализовать свои планы по созданию мегасозвездий.
25.04.2024
В современном автомобильном мире автомобили превращаются из простых видов транспорта во взаимосвязанные технологические центры. Подключённые автомобили используют множество цифровых функций и технологий для повышения безопасности, удобства и в целом удовольствия от вождения.
22.04.2024
На базе ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ) открыли уникальный многофункциональный метрологический бассейн, который поможет кратно повысить точность измерений.
19.04.2024
Отечественные разработчики создали устройство высокоточной навигации, которое уже тестируется в «умном» сельском хозяйстве, до конца года его планируют протестировать на море. Об этом сообщил генеральный директор ГП КС Алексей Волин на встрече с представителями индустрии в рамках Демо-дня ИЦК «Спутниковая связь» в Великом Новгороде.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.