Технологии

Роль наносекунды для спутниковой навигации

30 Ноября 2020
Роль наносекунды для спутниковой навигации

Недавно в СМИ появилась информация, что российская навигационная спутниковая система ГЛОНАСС через несколько лет может перейти с использования московского времени на всемирное координатное время (UTC). Журнал «Вестник ГЛОНАСС» побеседовал с начальником аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС Алексеем Муравьевым о том, по какому времени работают существующие навигационные системы, и когда будет введена единая временная шкала.

Как пояснил Муравьев, система ГЛОНАСС никогда не работала по московскому времени. ГЛОНАСС работает в скоординированном всемирном времени. «Только наше время - UTS(SU) (Советского Союза) – несколько отличается от UTS, принятого в большинстве развитых зарубежных стран, тем, что мы накапливаем ошибку, а потом вводим секундную коррекцию», - сказал эксперт.

Таким образом, время UTS (SU) несколько дискретно – раз в год (при необходимости) проводится коррекция. Отечественная навигационная система ГЛОНАСС работает от государственного стандарта, который находится во Всероссийском научно-исследовательском институте физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ). Этот стандарт передает свое время в Щелково, где стоит центральный синхронизатор системы ГЛОНАСС, оттуда время передается на борт спутников «Глонасс».

В свою очередь американцы решили для себя, что у них будет непрерывная шкала времени - UTS (SA). Непрерывная шкала времени не подразумевает введения добавочной секунды, а корректируется постоянно. «Поэтому мы имеем некоторую разницу между шкалой времени ГЛОНАСС и шкалой времени GPS», - сказал Муравьев.

Выходит, что сейчас все национальные навигационные системы работают по своему времени. «Чтобы было единое время надо, чтобы был общий стандарт. А где он должен быть? Сделать американский стандарт общим – тоже неправильно. Для того, чтобы было единое непрерывное время нужно выбрать кого-то, чтобы он был самым главным эталоном. А кто это будет? В наше время санкций эта идея становится еще менее реализуемой», - отметил эксперт.

По его словам, уход ГЛОНАСС от UTS SU должен произойти, когда всемирная организация решит, что у нас будет непрерывная шкала времени. Вопросы перехода на всемирную непрерывную шкалу времени обсуждаются, но пока решение не принято (вопрос о переходе всех навигационных систем мира к единой шкале планируется обсудить на заседании Международного союза электросвязи в 2023 году – прим. ВГ). «Можно сделать групповой стандарт времени, но на его разработку понадобятся несколько лет. Групповой стандарт — это когда несколько часов жестко связаны между собой и непрерывно самокорректируются», - рассказал Муравьев.

Он также подчеркнул, что время для сегодняшнего общества в целом и навигационных систем в частности – одна из главнейших категорий. «Одна наносекунда с точки зрения распространения сигнала от спутника на Землю дает метры… или если мы сделаем ошибку на одну наносекунду, то совместные конструкции, которые мы будем строить по ГЛОНАСС и GPS, превратятся в Пизанскую башню», - заключил собеседник журнала.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~ziCrK
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.
14.01.2025
Молодые учёные из Тульского государственного университета (ТулГУ) представили инновационный электронный компас, который призван повысить точность навигации движущихся объектов в условиях арктических регионов. Об этом стало известно из сообщения пресс-службы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
13.01.2025
Ученые Пермского Политеха просчитали как необходимо доработать конструкцию ионного двигателя на спутниках, чтобы повысить его надежность. Силовые установки используются для управления ориентацией и положением аппарата в космическом пространстве.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.