Технологии

Предлунное будущее требует окололунной навигации

29 Декабря 2022
Предлунное будущее требует окололунной навигации

Понятно, что сервисы определения местоположения, навигации и времени (PNT) в космосе жизненно важны для таких действий, как маневрирование, групповой полёт, предотвращение столкновений и операции с группировкой. Глобальная система позиционирования имеет решающее значение для наземной и большей части современной навигации космических аппаратов. Но для окололунного пространства решения PNT, которое могло бы одновременно обслуживать множество миссий, пока нет.

Правительственные и коммерческие операторы планируют полёты за пределы пояса геосинхронной околоземной орбиты (GEO) в окололунное пространство для ряда новых миссий. Для обеспечения таких космических операций требуется надёжный сервис PNT. Аэрокосмическая корпорация (Aerospace) пытается удовлетворить эту потребность с помощью системы Inverted PNT (iPNT).

Международные организации вполне себе спокойно работают за пределами пояса геосинхронной околоземной орбиты. Мотивация к этому – наука, торговля и продвижение национальных интересов. Работа на таких расстояниях создаёт потребность в простых, масштабируемых навигационных системах. Партнёрство по общей инфраструктуре — один из способов приблизить это будущее.

Дизайн iPNT был построен на основе аэрокосмического исследования, в ходе которого изучались будущие окололунные миссии и архитектурная поддержка, необходимая для достижения целей пользователей. Результатом внутреннего исследования стал призыв к созданию PNT, обеспечивающего выполнение миссии.

Были проведены исследования того, как тонкие окололунные услуги PNT могут быть предоставлены с помощью огромных, сложных и дорогостоящих архитектур, таких как ГНСС. Некоторые исследователи пытаются решать такую задачу с другой позицией: какое решение можно предложить, которое было бы чрезвычайно дешёвым, могло бы быть реализовано в ближайшее время и максимально работать с существующими технологиями и инфраструктурой?

Используя информацию, полученную в результате различных исследований группы, были определены показатели производительности, которым должна соответствовать система PNT для поддержки предстоящих окололунных миссий. Эти рекомендации в конечном итоге повлияли на разработку первоначальной концепции iPNT. В отличие от ГНСС, которая транслирует сигналы из космоса на Землю, концепция iPNT транслирует сигналы с наземных станций на космические аппараты, летящие в окололунном пространстве. Эта инверсия традиционной архитектуры даёт множество преимуществ.

Начальное развертывание может быть выполнено с использованием коммерческих антенн на существующих наземных станциях, что значительно снижает затраты и одновременно обеспечивает простоту масштабирования. Эти услуги PNT также могут быть адаптированы к потребностям конкретной миссии по частоте и продолжительности передач, чтобы гарантировать, что точность соответствует пороговым значениям миссии. Кроме того, предоставление PNT через целевые передачи позволяет избежать проблем с помехами, которые могут возникнуть при традиционном методе сплошного вещания.

Межфункциональные и междисциплинарные группы объединились для дальнейшего продвижения концепции, разработки требований окололунной PNT, выполнения моделирования, симуляции и разработки базовой архитектуры, а также разработки подхода на основе AI для iPNT для управления большими объемами окололунного трафика.

Нынешняя фаза разработки представляет собой детальный проект совместимой с CubeSat конфигурации малого размера, веса и мощности (SWaP), которая может летать на аэрокосмическом спутнике CubeSat и быть доступной для государственных и коммерческих космонавтов. Достигнув этой стадии разработки, iPNT на один шаг приблизилась к тому, чтобы стать коммерчески управляемой, повсеместно доступной системой для космических аппаратов, работающих в окололунном пространстве или пролетающих через него.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам Aerospace
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~SiLVd
02.05.2024
Сегодня ведущие космические страны мира разрабатывают низкоорбитальные навигационные спутниковые системы (ННСС). Дальше всех по этой программе продвинулся Китай. Россия же пока не приняла решения о создании такой системы. Специалисты ОА «Решетнёв» предлагают создать отечественную ННСС на основе малогабаритной унифицированной платформы в качестве дополнения к основной группировке ГЛОНАСС.
26.04.2024
КНР будет использовать ожидаемые пусковые мощности развивающегося коммерческого космического сектора страны, чтобы реализовать свои планы по созданию мегасозвездий.
25.04.2024
В современном автомобильном мире автомобили превращаются из простых видов транспорта во взаимосвязанные технологические центры. Подключённые автомобили используют множество цифровых функций и технологий для повышения безопасности, удобства и в целом удовольствия от вождения.
22.04.2024
На базе ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ) открыли уникальный многофункциональный метрологический бассейн, который поможет кратно повысить точность измерений.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.