Технологии

Ответственные за навигацию эксперты ставят ультиматум лидерам США

5 Сентября 2024
Ответственные за навигацию эксперты ставят ультиматум лидерам США

На Украине и на Ближнем Востоке умное оружие деградирует или нейтрализуется, беспилотники и ракеты отклоняются или поворачиваются обратно на нападающих, утверждает Дана А. Говард — президент Фонда устойчивой навигации и синхронизации, отставной пилот вертолёта Береговой охраны, ранее служивший в управлении морской навигации США, член Национального консультативного совета по позиционированию, навигации и синхронизации при президенте.

В Балтийском, Южно-Китайском морях и в других местах манипулирование сигналами спутниковой навигации стало повседневной частью конкуренции великих держав. Эти суровые демонстрации уязвимости выявили давние опасения относительно возможностей GPS (ГНСС США) и других американских возможностей PNT.

Недавно эксперты по безопасности и навигации опубликовали два документа, в которых содержится резкая критика низкого приоритета и внимания, уделяемого высшим руководством вопросам PNT на протяжении последних 20 лет.

Одна из них представляет собой служебную записку, отправленную 19 июля заместителям министра обороны и министра транспорта отставным адмиралом Тэдом Алленом, председателем Национального консультативного совета по вопросам космического базирования PNT при президенте: «Продолжающаяся чрезмерная зависимость Америки от GPS для PNT делает критически важную инфраструктуру и приложения уязвимыми для множества хорошо документированных случайных, естественных и злонамеренных угроз. 20-летняя структура управления GPS и текущие политические заявления не устанавливают ни приоритетов, которых заслуживает система, ни достаточно чёткой ответственности за её работу».

Другой документ представляет собой статью, опубликованную 18 июля Национальной ассоциацией по космической безопасности (NSSA) под названием «Асимметричная уязвимость Америки к навигационной войне: лидерство и стратегическое направление, необходимые для смягчения существенных угроз». Два основных вывода заключаются в том, что США сталкиваются с «давним отсутствием прогресса по вопросам, важным для национальной, внутренней и экономической безопасности США».

Большинство сообщений Аллена касалось GPS, уязвимости PNT США, важности PNT для безопасности страны и неспособности правительства сделать то, что оно, как оно говорило, должно и будет делать для её защиты. Аллен утверждал, что структура руководства и управления, установленная президентской директивой в 2004 году и подтверждённая в 2021 году, не работает.

Аллен также подчеркнул, что реальная проблема заключается не только в GPS, но и в общих возможностях национальной системы PNT, которые сейчас отстают от возможностей Китая.

На основании этих различий Аллен написал, что «Совет считает, что пришло время по-новому взглянуть на наш подход к управлению PNT и разработать чёткую стратегию для восстановления бесспорной позиции лидера для США. Чтобы быть успешной, такая стратегия требует структуры управления, характеризующейся более чёткими полномочиями и подотчётностью. В идеале администрация должна предложить Конгрессу законодательство, которое поддерживало бы эту цель с мандатом (разрешением) и ресурсами (ассигнованиями), адекватными задаче».

В документе NSSA также выражена очень похожая обеспокоенность относительно уязвимости GPS и относительно того, что Соединенные Штаты сильно отстают в плане устойчивости PNT и «навигационной войны». В нём также содержится призыв к действиям как со стороны администрации, так и со стороны Конгресса.

В Федеральном плане радионавигации перечислены следующие проблемы:

• неспособность противостоять спуфингу, глушению, а также естественным и непреднамеренным помехам;

• невозможность уведомить пользователей о нарушении связи;

• ограниченная защита от киберугроз;

• невозможность обнаружения и локализации источников помех;

• отсутствие альтернатив в случае, если GPS неисправен или недоступен.

В то же время, угрозы и фактические сбои в работе служб GPS по всему миру значительно возросли. В отчёте особо упоминаются недавние предупредительные действия Китая, России, Ирана и Северной Кореи.

По мнению NSSA, это должно вызывать серьёзную обеспокоенность у нации. Штаты настолько зависимы от GPS, что «одной лишь угрозы нарушения работы служб GPS может быть достаточно, чтобы повлиять на национальную безопасность и внешнюю политику США».

В статье также высказывается обеспокоенность уничтожением Россией в ноябре 2021 года одного из своих спутников с помощью наземной ракеты, и последующая угроза уничтожить все спутники GPS, если НАТО пересечёт «красную линию».

В документе говорится, что следствием всего этого является то, что «…непосредственная уязвимость системы может привести к потенциально серьёзным внутренним и международным последствиям». Эти последствия могут включать «каскадные эффекты, которые разрушат социально-экономическую структуру Америки».

К ним относятся:

• потеря международного престижа;

• значительное сокращение потока информации и коммуникаций из космоса и с земли;

• неблагоприятные социально-экономические последствия из-за психологических ударов по населению и физического ущерба инфраструктуре;

• ущерб территории и национальной обороне США.

Чтобы исправить это, «Соединённые Штаты должны быстро разработать и реализовать всеобъемлющую общенациональную стратегию по устранению своей асимметричной уязвимости к Navwar [навигационной войне] и восстановить лидерство США в области космической и наземной PNT».

По мнению NSSA, в этих усилиях должны участвовать как администрация, так и Конгресс, чтобы гарантировать, что американское руководство будет должным образом подготовлено и сосредоточено на предстоящих задачах.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~crNRt
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.