Технологии

Навигацию в Арктике обеспечат новые российские спутники

22 Октября 2020
Навигацию в Арктике обеспечат новые российские спутники

Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин на совещании под председательством премьер-министра Михаила Мишустина по развитию Севморпути представил план развития спутниковой группировки, обеспечивающей навигацию и связь в Арктики.

Глава госкорпорации отметил, что без орбитальной составляющей ледовые караваны России будут слепоглухонемые на всем протяжении северного транзита. Роскосмос предлагает задействовать всевидящие радиолокационные спутники, метеоспутники, навигацию ГЛОНАСС, а также устойчивую космическую связь и интернет по маршруту Северного морского пути (СМП).

Рабочей группой Государственной комиссии по вопросам развития Арктики определено, что для оценки ледовой обстановки по акватории СМП требуется обеспечивать его покрытие не реже 1 раза в сутки с разрешением радиолокационных данных не хуже 20-40 метров.

«В 2021 и 2022 годах в рамках Федеральной космической программы запланированы запуски следующих радиолокационных спутников – одного «Обзор-Р» (Х-диапазон, запуск 2021) и двух «Кондор-ФКА» (S-диапазон, запуски 2021 и 2022). Это аппараты с многорежимными радиолокаторами. Они обеспечивают как высокодетальное (1 м в полосе 10-20 км), так и обзорное (12-40 м в полосе 120-370 км) наблюдение», - говорится в презентации Рогозина, представленной на совещании.

Расчеты специалистов показывают, что группировка из одного «Обзор-Р» и двух «Кондоров» обеспечат минимальные потребности в информации и сервисах для потребителей СМП (покрытие СМП – 1 раз в 14 часов (требуется – не реже 1 раз в сутки), разрешение 12-40 метров (требуется 20-40 м)).

Глава Роскосмоса также отметил, что прием сигналов ГЛОНАСС в Арктике вопросов не вызывает. Вдоль всей трассы транзита уже установлены станции калибровки навигационного сигнала. В этой сфере проблемных моментов нет.

Согласно докладу Рогозина, для осуществления беспрерывной связи по всему Арктическому региону (выше 60-70 градусов северной широты и до Северного полюса), требуется использование спутников связи на эллиптических орбитах. В программе «Сфера» предусмотрено создание четырех спутников «Экспресс-РВ» к 2024 году. Введение их в эксплуатацию позволит полностью обеспечить Арктический регион широкополосной связью без ограничений по широте. Каналы связи этих аппаратов будут также надежным средством доведения информации и сервисов ДЗЗ до ледоколов и других подвижных потребителей на Севморпути.

Для приема и обработки данных развернута наземная единая территориально-распределенная информационная система, включающая пункты приема, высокоскоростные каналы передачи данных, современные комплексы обработки и доведения данных. В настоящий момент развернуты станции приема на территории России и в Антарктиде. Специально для задач арктического региона развернуты станции приема в Мурманске и Дудинке, планируется к развертыванию станция в Анадыре. Всё это позволяет в реальном времени реализовывать прием данных по СМП от спутников ДЗЗ и сокращать время доведения информации до потребителей.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~r6MgK
26.04.2024
КНР будет использовать ожидаемые пусковые мощности развивающегося коммерческого космического сектора страны, чтобы реализовать свои планы по созданию мегасозвездий.
25.04.2024
В современном автомобильном мире автомобили превращаются из простых видов транспорта во взаимосвязанные технологические центры. Подключённые автомобили используют множество цифровых функций и технологий для повышения безопасности, удобства и в целом удовольствия от вождения.
22.04.2024
На базе ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ) открыли уникальный многофункциональный метрологический бассейн, который поможет кратно повысить точность измерений.
19.04.2024
Отечественные разработчики создали устройство высокоточной навигации, которое уже тестируется в «умном» сельском хозяйстве, до конца года его планируют протестировать на море. Об этом сообщил генеральный директор ГП КС Алексей Волин на встрече с представителями индустрии в рамках Демо-дня ИЦК «Спутниковая связь» в Великом Новгороде.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.