Технологии

Направления развития российской навигационной системы ГЛОНАСС

16 Мая 2024
Направления развития российской навигационной системы ГЛОНАСС

Создание интегрированной информационно-коммуникационной среды, обеспечивающей потребности федеральных ведомств и хозяйствующих субъектов российской экономики в информации, неразрывно связано с использованием национальной навигационной системы ГЛОНАСС. Для эффективного применения космических данных необходимо постоянное совершенствование орбитальной и наземной инфраструктур системы, заявил исполнительный директор Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» Владимир Климов.

На сегодняшний день ГЛОНАСС базово выполняет функцию предоставления координатно-временной и навигационной информации. Также идут работы по развитию навигационных услуг повышенной надежности и точности. В целях развития этого сервиса работают 2 космических аппарата Многофункциональной космической системы ретрансляции «Луч». На территории России будут предоставляться следующие услуги: дифференциальные поправки, контроль целостности навигационного поля, поправки для компенсации ионосферной задержки.

Сегодня существуют следующие пути совершенствование космического комплекса ГЛОНАСС:

• Создание КА с улучшенными ТТХ (новые навигационные сигналы с кодовым разделением каналов, высокостабильные бортовые синхронизирующие устройства (БСУ) , бортовые информационно-навигационные комплексы (БИНК) с автокалибровкой бортовых задержек);

• Развитие текущего и создание нового наземного комплекса управления (НКУ) с более совершенными технологиями эфемеридно-временного обеспечения (ЭВО), расширением области покрытия новых измерительных станций, высокоточной синхронизации шкал времени наземных средств;

• Оптимизация орбитального построения штатной орбитальной группировки за счет введения дополнительных КА для улучшения глобального геометрического фактора;

• Передача калибровочных поправок, моделей ионосферы в навигационном кадре, повышение разрядности передаваемой эфемеридно-временной информации (ЭВИ).

Одновременно с совершенствованием орбитальной группировки должна продолжаться работа над навигационной аппаратурой потребителя (НАП). Требуется применение более совершенных алгоритмов обработки навигационных сигналов с использованием моделей тропосферы и ионосферы, использование навигационных сигналов с кодовым разделением каналов, применение антенн со снижением эффекта переотраженных сигналов с подавлением помех и исключением ложных сигналов.

Также для дальнейшего развития точности системы ГЛОНАСС требуется использование дополнительной корректирующей информации от функциональных дополнений. Возможно получение корректирующей высокоточной ЭВИ черед космические системы ретрансляции и связи в навигационном частотном диапазоне и получение корректирующей информации через средства интернет мобильной связи.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~HmTbl
30.06.2025
Австралийские учёные провели эксперимент, чтобы понять, как бабочки-богуны находят дорогу. Они поместили бабочек в симулятор полёта и отключили магнитное поле Земли. В таких условиях бабочки всё равно летели в нужном направлении. Это значит, что они ориентируются по звёздам.
27.06.2025
Роскосмос, естественно, диктует государственную политику, предприятия собирают какие-то системы и комплексы, научные школы обеспечивают кадры и сами школы, а мы должны поддерживать те технологии, из которых будут собираться соответствующие системы. Что мы, собственно, и делаем.
26.06.2025
В современном мире технологии навигации широко применяются в различных сферах деятельности человека. Особенно эффективно системы управления подвижными объектами (ПО) работают, когда в них интегрированы навигационные, телекоммуникационные, программно-картографические и программно-математические инструменты.
19.06.2025
В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025) будет представлен стратегический проект «Геокупол», разработанный Московским Государственным университетом геодезии и картографии.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.