Могут ли «глаза» на беспилотных автомобилях снизить количество аварий?

Сигналы от движущихся «глаз» могут помочь пешеходам предугадывать намерения автомобиля. Тележка была оснащена роботизированными «глазами», которые можно было перемещать в любом направлении под управлением одного из членов исследовательской группы. Лобовое стекло было закрыто, чтобы создать впечатление, что внутри нет водителя.
Исследование Токийского университета показало, что безопасность пешеходов могут повысить установленные на автономных автомобилях роботизированные «глаза». Участники разыгрывали сценарии в виртуальной реальности (VR) и должны были решить, переходить дорогу перед движущимся транспортным средством или нет. Транспортное средство было оснащено роботизированными «глазами», которые смотрели либо на пешехода (регистрируя его присутствие), либо в сторону (не регистрируя его).
Кажется, что беспилотные автомобили уже не за горами и вот-вот начнут доставлять посылки, вспахивать поля или отвозить детей в школу. Проводится множество исследований, чтобы воплотить когда-то футуристическую идею в реальность.
В то время как главной заботой автопроизводителей остаётся практическая сторона создания транспортных средств, которые могут автономно перемещаться по миру, исследователи обратили свое внимание на более «человеческую» проблему технологии автономного вождения. В настоящее время не хватает исследований взаимодействия между беспилотными автомобилями и окружающими их людьми, то есть пешеходами. Нужно больше исследований и усилий в отношении такого взаимодействия, чтобы обеспечить безопасность и уверенность общества в отношении беспилотных автомобилей.
Одно из ключевых качеств беспилотных автомобилей заключается в том, что водители, став пассажирами, могут не уделять должного внимания дороге, или за рулём может вообще никого не быть. Это затрудняет для пешеходов оценку того, зарегистрировало ли транспортное средство их присутствие или нет, поскольку может отсутствовать зрительный контакт или указания от людей внутри него.
Так как же тогда пешеходы смогут узнать, заметил ли их автономный автомобиль и собирается ли остановиться? Как и персонаж мультфильма «Тачки», самоуправляемая тележка для гольфа была оснащена двумя большими роботизированными «глазами» с дистанционным управлением. Исследователи назвали его «пристальным взглядом». Они хотели проверить, повлияет ли это на поведение людей; в данном случае, будут ли люди переходить дорогу перед движущимся транспортным средством, когда спешат.
Команда создала четыре сценария: два, где у тележки есть «глаза», и два без них. Тележка либо заметила пешехода и собиралась остановиться, либо не заметила его и собиралась продолжать движение. Когда у телеги были «глаза», они либо смотрели на пешехода (собирались остановиться), либо отворачивались (не собирались останавливаться).
Поскольку было бы, очевидно, опасно просить добровольцев выбирать, идти или нет перед движущимся транспортным средством в реальной жизни (хотя в этом эксперименте был скрытый водитель), команда записала сценарии с помощью 360-градусных видеокамер и 18 участников (девять женщин и девять мужчин в возрасте от 18 до 49 лет) прошли эксперимент в виртуальной реальности. Они испытали сценарии несколько раз в случайном порядке, и каждый раз им давалось три секунды, чтобы решить, будут ли они переходить дорогу перед тележкой. Исследователи записали свой выбор и измерили частоту ошибок в своих решениях, то есть как часто они останавливались, когда могли перейти дорогу, и как часто они переходили дорогу, когда им следовало подождать.
Результаты показали явную разницу между полами, что было очень удивительно и неожиданно. Хотя другие факторы, такие как возраст и происхождение, также могли повлиять на реакцию участников, специалисты считают, что это важный момент, поскольку он показывает, что разные участники дорожного движения могут иметь разное поведение и потребности, которые требуют разных способов общения в будущем самостоятельном вождении.
В этом исследовании участники мужского пола принимали много опасных решений при переходе через дорогу (например, выбирая переход, когда машина не останавливалась), но эти ошибки были уменьшены за счёт взгляда тележки. Однако для них не было большой разницы в безопасных ситуациях (т.е. выбор перехода, когда машина собиралась остановиться). С другой стороны, женщины-участницы принимали более неэффективные решения (т.е. предпочитали не переходить дорогу, когда машина собиралась остановиться), и эти ошибки уменьшались благодаря «взгляду» тележки. Впрочем, в небезопасных для них ситуациях особой разницы не было. В конечном итоге эксперимент показал, что «глаза» обеспечивают более плавное и безопасное пересечение для всех.
Но какие чувства вызывали у участников «глаза»? Некоторые считали их милыми, а другие считали их жуткими или страшными. Многие участники мужского пола, когда «глаза» отводили взгляд, сообщали, что чувствовали, что ситуация более опасна. Что касается участников женского пола, когда «глаза» смотрели на них, многие утверждали, что они чувствовали себя в большей безопасности. В будущем было бы лучше, если бы профессиональный дизайнер продукта нашёл лучший дизайн, но, вероятно, всё ещё будет сложно удовлетворить всех.
Исследование было ограничено небольшим количеством участников, разыгрывающих только один сценарий. Также возможно, что в виртуальной реальности люди могут делать другой выбор по сравнению с реальной жизнью. Однако переход от ручного вождения к автоматическому вождению — это огромная перемена. Если «глаза» действительно могут способствовать безопасности и сокращению дорожно-транспортных происшествий, то необходимо серьёзно рассмотреть возможность их добавления. В будущем, возможно, удастся разработать автоматическое управление роботизированными «глазами», подключёнными к беспилотному AI (вместо ручного управления), которое можно было бы использовать в различных ситуациях.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал