Технологии

Могут ли «глаза» на беспилотных автомобилях снизить количество аварий?

26 Сентября 2022
Могут ли «глаза» на беспилотных автомобилях снизить количество аварий?

Сигналы от движущихся «глаз» могут помочь пешеходам предугадывать намерения автомобиля. Тележка была оснащена роботизированными «глазами», которые можно было перемещать в любом направлении под управлением одного из членов исследовательской группы. Лобовое стекло было закрыто, чтобы создать впечатление, что внутри нет водителя.

Исследование Токийского университета показало, что безопасность пешеходов могут повысить установленные на автономных автомобилях роботизированные «глаза». Участники разыгрывали сценарии в виртуальной реальности (VR) и должны были решить, переходить дорогу перед движущимся транспортным средством или нет. Транспортное средство было оснащено роботизированными «глазами», которые смотрели либо на пешехода (регистрируя его присутствие), либо в сторону (не регистрируя его).

Кажется, что беспилотные автомобили уже не за горами и вот-вот начнут доставлять посылки, вспахивать поля или отвозить детей в школу. Проводится множество исследований, чтобы воплотить когда-то футуристическую идею в реальность.

В то время как главной заботой автопроизводителей остаётся практическая сторона создания транспортных средств, которые могут автономно перемещаться по миру, исследователи обратили свое внимание на более «человеческую» проблему технологии автономного вождения. В настоящее время не хватает исследований взаимодействия между беспилотными автомобилями и окружающими их людьми, то есть пешеходами. Нужно больше исследований и усилий в отношении такого взаимодействия, чтобы обеспечить безопасность и уверенность общества в отношении беспилотных автомобилей.

Одно из ключевых качеств беспилотных автомобилей заключается в том, что водители, став пассажирами, могут не уделять должного внимания дороге, или за рулём может вообще никого не быть. Это затрудняет для пешеходов оценку того, зарегистрировало ли транспортное средство их присутствие или нет, поскольку может отсутствовать зрительный контакт или указания от людей внутри него.

Так как же тогда пешеходы смогут узнать, заметил ли их автономный автомобиль и собирается ли остановиться? Как и персонаж мультфильма «Тачки», самоуправляемая тележка для гольфа была оснащена двумя большими роботизированными «глазами» с дистанционным управлением. Исследователи назвали его «пристальным взглядом». Они хотели проверить, повлияет ли это на поведение людей; в данном случае, будут ли люди переходить дорогу перед движущимся транспортным средством, когда спешат.

Команда создала четыре сценария: два, где у тележки есть «глаза», и два без них. Тележка либо заметила пешехода и собиралась остановиться, либо не заметила его и собиралась продолжать движение. Когда у телеги были «глаза», они либо смотрели на пешехода (собирались остановиться), либо отворачивались (не собирались останавливаться).

Поскольку было бы, очевидно, опасно просить добровольцев выбирать, идти или нет перед движущимся транспортным средством в реальной жизни (хотя в этом эксперименте был скрытый водитель), команда записала сценарии с помощью 360-градусных видеокамер и 18 участников (девять женщин и девять мужчин в возрасте от 18 до 49 лет) прошли эксперимент в виртуальной реальности. Они испытали сценарии несколько раз в случайном порядке, и каждый раз им давалось три секунды, чтобы решить, будут ли они переходить дорогу перед тележкой. Исследователи записали свой выбор и измерили частоту ошибок в своих решениях, то есть как часто они останавливались, когда могли перейти дорогу, и как часто они переходили дорогу, когда им следовало подождать.

Результаты показали явную разницу между полами, что было очень удивительно и неожиданно. Хотя другие факторы, такие как возраст и происхождение, также могли повлиять на реакцию участников, специалисты считают, что это важный момент, поскольку он показывает, что разные участники дорожного движения могут иметь разное поведение и потребности, которые требуют разных способов общения в будущем самостоятельном вождении.

В этом исследовании участники мужского пола принимали много опасных решений при переходе через дорогу (например, выбирая переход, когда машина не останавливалась), но эти ошибки были уменьшены за счёт взгляда тележки. Однако для них не было большой разницы в безопасных ситуациях (т.е. выбор перехода, когда машина собиралась остановиться). С другой стороны, женщины-участницы принимали более неэффективные решения (т.е. предпочитали не переходить дорогу, когда машина собиралась остановиться), и эти ошибки уменьшались благодаря «взгляду» тележки. Впрочем, в небезопасных для них ситуациях особой разницы не было. В конечном итоге эксперимент показал, что «глаза» обеспечивают более плавное и безопасное пересечение для всех.

Но какие чувства вызывали у участников «глаза»? Некоторые считали их милыми, а другие считали их жуткими или страшными. Многие участники мужского пола, когда «глаза» отводили взгляд, сообщали, что чувствовали, что ситуация более опасна. Что касается участников женского пола, когда «глаза» смотрели на них, многие утверждали, что они чувствовали себя в большей безопасности. В будущем было бы лучше, если бы профессиональный дизайнер продукта нашёл лучший дизайн, но, вероятно, всё ещё будет сложно удовлетворить всех.

Исследование было ограничено небольшим количеством участников, разыгрывающих только один сценарий. Также возможно, что в виртуальной реальности люди могут делать другой выбор по сравнению с реальной жизнью. Однако переход от ручного вождения к автоматическому вождению — это огромная перемена. Если «глаза» действительно могут способствовать безопасности и сокращению дорожно-транспортных происшествий, то необходимо серьёзно рассмотреть возможность их добавления. В будущем, возможно, удастся разработать автоматическое управление роботизированными «глазами», подключёнными к беспилотному AI (вместо ручного управления), которое можно было бы использовать в различных ситуациях.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам Newswise
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~K3OKh
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.