Модель минимизации последствий внешних воздействий на аппаратуру спутниковой навигации
В современном мире технологии навигации широко применяются в различных сферах деятельности человека. Особенно эффективно системы управления подвижными объектами (ПО) работают, когда в них интегрированы навигационные, телекоммуникационные, программно-картографические и программно-математические инструменты.
Среди них ключевую роль играют навигационные технологии, которые основаны на использовании радиоволн для определения местоположения.
Применение навигационных технологий в управлении позволяет значительно сократить время цикла управления, что, в свою очередь, повышает управляемость, мобильность и эффективность использования управляемых объектов, на которых установлена аппаратура спутниковой навигации. Однако в сложных электромагнитных условиях и физико-географических зонах часто возникают технические проблемы. Кроме того, в современной геополитической обстановке существует угроза кибертерроризма.
Для обнаружения и минимизации последствий внешних воздействий на аппаратуру спутниковой навигации (АСН) необходимо определить модель доступа к ресурсам СРНС (глобальной спутниковой радионавигационной системы) и способ её оценки. Эти вопросы и являются предметом исследования в данной работе.
В настоящее время для управления ПО созданы и успешно применяются транспортные информационно-управляющие системы или системы контроля и управления. Поскольку средства навигационного обеспечения установлены на всех ПО, появляется возможность не только отслеживать их перемещение в реальном времени, но и управлять ими на обширных территориях. Это позволяет получить полную информацию о ситуации, что обеспечивает необходимые взаимодействия и синхронизацию, а также оперативность и достоверность передачи команд, значительно повышая эффективность систем управления.
Учитывая важность навигационных и телекоммуникационных технологий в управлении транспортными средствами в условиях конфликтов, возможны деструктивные радиоэлектронные воздействия (ДРЭВ) на каналы приёма информации, которые могут снизить эффективность или сорвать выполнение задач.
В результате была разработана математическая модель несанкционированного доступа к ресурсам спутниковой радионавигационной системы в условиях деструктивного радиоэлектронного воздействия. Были уточнены понятия навигационной безопасности и навигационной ошибки, определены показатели оценки навигационной безопасности и сформирован обобщённый показатель оценки навигационной безопасности на основе вероятностного подхода.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке транспортных информационно-управляющих систем.