Технологии

Лазерная связь между спутниками позволит повысить точность ГЛОНАСС

25 Сентября 2017
Лазерная связь между спутниками позволит повысить точность ГЛОНАСС

На спутниках «Глонасс-М» испытают лазерную навигационно-связную систему, которая впоследствии будет использоваться на аппаратах следующего поколения «Глонасс-К2». Внедрение новейшей технологии позволит сэкономить на наземной инфраструктуре и увеличить точность данных, получаемых со спутников, пишут в «Известиях».

Как поясняет издание, лазерную связь между собой установят два космических аппарата: навигационный спутник «Глонасс-М», запущенный в мае 2016 года, и аналогичный аппарат, который вывели на орбиту с космодрома Плесецк 22 сентября.

Закладка точных данных о местоположении спутника производится в момент, когда аппарат пролетает над территорией России. За 12 часов, которые спутник летит дальше, аппарат накапливает определенное отклонение от теоретической траектории, которое и дает погрешность определения координат. Если чаще закладывать на борт спутника точные эфемериды - не два, а четыре раза в сутки, - тогда погрешность ухода от идеальной траектории будет в два раза меньше. Именно это и планируется сделать, используя межспутниковые линии: загружать эфемериды по межспутниковой линии от одного аппарата другим.

В рамках летных испытаний лазерной аппаратуры спутники будут каждые две минуты проводить сверку времени и дистанции между собой, что позволит синхронизировать их работу с высокой точностью. После завершения эксперимента лазерная аппаратура связи появится на навигационных аппаратах нового поколения «Глонасс-К2». Запуск первого спутника из этой серии планируется в первой половине 2019 года.

Эксперимент преследует одну из ключевых целей действующей Федеральной целевой программы «ГЛОНАСС-2020», а именно - достижение конкурентного превосходства в точности навигационных сигналов отечественной навигационной системы над зарубежными аналогами GPS и Galileo.

Необходимость подобной модернизации обусловлена отсутствием у России собственной глобальной сети контрольно-корректирующих станций, что полностью исключает непрерывное и оперативное обновление эфемеридно-временного обеспечения спутниковой группировки.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~g6bTB
17.06.2025
Финские солдаты тренируются использовать традиционные навигационные инструменты — бумажные карты и компасы. На GPS (ГНСС США) нет никакой надежды, сообщает полковник Матти Хонко, командующий финским гвардейским егерским полком. По его словам, важный урок, извлечённый из событий на Украине, заключается в том, что спутниковый навигационный инструмент, известный как GPS, оказывается, уязвим для помех.
17.06.2025
В рамках проекта по созданию бесспутниковой системы навигации для беспилотных летательных аппаратов специалисты компании «Росэл» разработали инновационное устройство, которое обеспечивает высокую точность и надёжность в условиях подавления, отсутствия или подмены радиосигнала.
16.06.2025
Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва во время своего недавнего визита в Пекин представил предложение о том, чтобы Китай использовал Космический центр «Алкантара» (известный как CEA) для будущих орбитальных миссий.
10.06.2025
Несколько недель назад китайский стартап EngineAI провёл необычную демонстрацию того, как обучаются современные роботы. Женщина-инструктор с длинными светлыми волосами продемонстрировала ряд танцевальных движений, а затем призвала гуманоидного робота компании повторить её движения.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.